Skip to content Skip to left sidebar Skip to footer

КНИГИ О БЛОКАДЕ

27 января Петербург отметит свой, Ленинградский, День Победы

Как рассказать ребенку о войне?

Какие детские книги о блокаде Ленинграда выбрать?

Эти произведения помогут начать трудный и важный разговор о блокаде, голоде, страшных днях холода и страха…

В обзоре есть и хроника, и воспоминания очевидцев, и художественная литература — все это поможет детям узнать больше о блокаде Ленинграда.

[title_nd tag=»h3″ style=»subtitle» align=»left» title=»ФИЛЬМЫ»]
[divider_nd size=»small» align=»left» color=»#74cee4″]
[title_nd tag=»h3″ style=»subtitle» align=»left» title=»КНИГИ»]
[divider_nd size=»small» align=»left» color=»#74cee4″]

Грустная история о блокадном Ленинграде.

Переизданная «Кукла» Черкашина с иллюстрациями Г.А.В. Траугот стала одной из самых обсуждаемых книг 2014 года. Сам Александр Траугот говорит, что это одна из его любимых книг. Он пережил с семьей блокаду, и в рисунках его к этому небольшому рассказу очень много понятной детям правды. Тонкой. Пронзительной. Благодаря чему история воспринимается глубоко и близко. Иллюстрации помогают пережить эту историю так, как будто это происходит с тобой и твоими родными. Тяжелый, но, как нам кажется, нужный опыт как для детей, так и для родителей.

Здесь нет кровавых сцен и жестокости, а рассказ о войне — это история про семью, которая эвакуировалась из блокадного Ленинграда. Бабушка и дедушка главной героини погибают в городе в самое трудное время, а сама девочка и мама, уехавшие в эвакуацию, узнают о смерти близких только после возвращения в уже неродной дом. Однажды девочка видит в витрине комиссионного магазина свою куклу Машу, которую ей когда-то подарил дедушка. Она приходит с ней разговаривать, но так и не получает обратно. Как невозможно вернуть все, что было до войны.

Повесть о дружбе, любви и городе

В этой повести нет интонаций ужаса, в ней есть дружба, любовь, город и печаль, печаль по человеку, попавшему в нечеловеческие обстоятельства. История жизни студента Толи Чухны, парня из детдома, которая разворачивается на фоне Великой Отечественной, блокады, смерти. Толя и его друзья ведут обычную студенческую жизнь, мечтают, влюбляются, но история вносит свои коррективы… Любимая девушка Толи погибает во время артобстрела города, кто-то из друзей уходит из жизни на войне.

Из книги можно узнать о жизни города в блокаду, а в конце книги есть историческая справка, в которой рассказывается об авторе, довоенном и блокадном Ленинграде. С «Сестрой печали» Ленинград Шефнера, его Васильевский остров, кажется еще живее, чем нынешний, настоящий Петербург. Город в повести играет одну из главных ролей. 

Черно-белые иллюстрации Анны Романовой точны и в какие-то моменты страшны, но они помогают прочувствовать трагизм повседневности.

Книга о детях, переживших блокаду

История о детях, которые пережили блокаду и теперь, в первое лето после войны, отдыхают в пионерском лагере под Ленинградом. На фоне летней жизни детей и их проказ нам показывают, как вывозят военную технику, разминируют лес, а еще рядом строят мост «ненавистные фрицы». Война и блокада, уже прошедшие, видны повсюду, среди повседневных детских дел, и осмыслять ее приходится восьмилетнему мальчишке. И в его воспоминаниях блокадный город вдвоем с бабушкой, взрывы, высокие, как лес; подушечный человек, которого можно прижать к себе во время бомбежки, и много-много проходящих мимо поющих солдат.

Герои повести, как и восьмилетний Боря, потеряли в блокаде и на войне близких и родных. Но параллельно это и рассказ о взрослении мальчика, когда он задается вопросами любви, дружбы и смерти.

Воспоминания 16-летней девочки о блокаде. Автор Пожедаева Людмила.

Пронзительная книга с воспоминаниями, написанными 16-летней девочкой, пережившей блокаду в семилетнем возрасте. Отец, увидевший, что пишет его дочь, сказал, что она хочет все погубить и разорвал ее записи в клочья. Тогда было не принято говорить такую правду. Подлинная история со стихами, рисунками и воспоминаниями девочки хранилась 40 лет.

Мила делится своим восприятием себя тогда: «Я стала малолетнею старухою, все видела, все знала, все могла». Она не прикрывает правду, пишет о трупах детей на улицах города, о бульоне из соседских собак, продуктовых карточках… Страшные факты, да. Но они колоколом звучат в сердце, становятся тем уколом истории, который сегодня как никогда актуален и важен.

Книга о жизни в блокадном Ленинграде

Книга о жизни в блокадном Ленинграде 12-летнего мальчика Вити Стогова и его друзей. Читая, мы узнаем, как ребята выживали в это трудное время: спасали дома от зажигательных бомб при обстрелах, варили студень из клея, возили трупы родных на санках…

Историю об этом сложном времени лучше читать вместе с ребенком, чтобы сразу отвечать на вопросы, обсуждать, рассказывать.

Книга о людях и машинах на «Дороге жизни».

Авторский сборник «Дорога жизни» — это черно-белые архивные фотографии, исторические карты, рисунки художника В. Бескаравайного и текст Н. Ходзы, обращенный к юному читателю («Посмотри на эту карту… Видишь коричневую землю?..»). История блокады Ленинграда, с первых ее дней в сентябре 1941 до полного освобождения города в 1944.

В книге нет вымышленных персонажей или фантастического сюжета, она документальна. В ней — не о сражениях и военных деятелях, а о простых людях, машинах и кораблях, о холоде и уникальной ледяной магистрали, об уроках в бомбоубежище, о повседневной жизни.

Документальные повести о блокадном Ленинграде

 

«Оружие для Победы» объединяет три документальные повести: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и, собственно, «Оружие для Победы».

В этих повестях подростки собирают пулеметы для отправки на фронт, вытачивают детали для самолетов, становятся бойцами бытовых отрядов, в общем, взрослеют в кошмарных условиях войны и блокады. Дети становятся героями, которые каждый день преодолевают себя и обстоятельства, жертвуют собой, переживая невероятные для их возраста чувства и эмоции. 

Это непростая книга о времени, которого лучше бы не было, совсем.

Невероятным образом сохранившийся в архивах дневник школьницы Лены Мухиной начинается за несколько дней до начала войны и заканчивается весной 1942 года. Написанный простым и доступным языком этот дневник дает представление об обычных совершенно школьных влюбленностях, переживаниях, на которые блокада никак не повлияла. О том, что жизнь шла своим чередом, но при это в этой жизни приходилось меняться и и взрослеть, принимать сложные решения.

«По радио играет симфония, а за окном громыхают залпы. Это проклятые немцы производят очередной обстрел Ленинграда. А ночью опять завоет зловеще сирена и опять содрогнётся дом от близкого разрыва бомб».

Ленинградская блокада 1941-1944 годов, 847 дней, унесших жизни почти 700 тысяч мирных горожан, была для писателей шестидесятых особой темой — трагической и священной одновременно. Острее всего ощущал это тот, кто сам пережил блокаду, перенес тяготы голода и холода, стал свидетелем гибели родных и друзей. Таким писателем был Александр Крестинский (1928-2005): все вышесказанное относится к нему в полной мере. Рассказы и повесть, вошедшие в наш сборник, автобиографические; и все же прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.

Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце. Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. Но отыскались родственники, семейные фотографии, архивные бумаги, нашлись свидетели. Я держал в руках вещи, что хранили касание рук девочки, сидел за партой в классе, где она училась, смог бы с закрытыми глазами обойти ее прежнее жильё и назвать все предметы. Порою казалось, что я рядом с той девочкой. В том блокадном, трагическом, непокорном городе. И мучало бессилие помочь, спасти. И вспомнилось пережитое лично. …Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно предупредить  и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать. Итак, жила-была девочка….

14-летней Кате приходится справляться с обычными для того Ленинграда проблемами, такими как голод, холод и бомбёжка. Помимо этого, ей приходится взять на себя заботу о трёхлетнем мальчике. Увлекательно видеть, как меняется героиня, сталкиваясь с вызовами, которые ей бросает судьба. Катя — девочка с добрым и чистым сердцем может быть одновременно суровой и храброй.

«Конечно, человеку плохо, если его никто не любит. Только, я думаю, это ещё хуже, если самому некого любить. Правда? Надо, чтобы у каждого человека был кто-нибудь, кого бы он любил».

Ольга Берггольц (1910 — 1975) — тонкий лирик, поэт гражданского темперамента, широко известная знаменитыми стихотворениями, созданными ею в блокадном Ленинграде. Ранние стихотворения проникнуты светлым жизнеутверждающим началом, искренностью, любовью к жизни. В годы репрессий, в конце 30-х годов, оказалась по ложному обвинению в тюрьме. Этот страшный период отражен в тюремных стихотворениях, вошедших в этот сборник. Невероятная поэтическая сила О. Берггольц проявилась в период тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа, страны — во время Великой Отечественной войны. В книгу включены знаменитые стихотворения поэта, в том числе и «Ленинградский дневник«, а также дневниковые записи «Дневные звезды».

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей. Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время. С такой удивительной дружбой читатели и познакомятся, прочитав этот замечательный рассказ. Книга проиллюстрирована выразительными рисунками блестящего мастера книжной графики Светозара Александровича Острова.

Книга Елены Верейской «Три девочки» уже стала классикой. Это история подруг, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы.

«Дорога! Дорога жизни!…Сквозь чёрную тьму, сквозь бешеный ледяной ветер неслись вереницы машин с ярко светящимися фарами. Это были словно две светлые ленты, две извивающиеся линии огней: одни мчались туда, на Большую землю, другие непрерывным потоком лились навстречу; и те и другие терялись где-то далеко — далеко в чёрной пустоте. И так странно было видеть эти дерзкие огни после строгой темноты Ленинграда!».

Рассказ о войне и блокаде, какими их видел маленький Миша. Ребёнок остаётся ребёнком даже в самые трудные времена — с детской непосредственностью мальчик рассказывает о своих героях-родителях, о раненных моряках и лётчиках, с которыми познакомился Миша. Детским забавам здесь тоже есть место. Но, несмотря на лёгкий и даже задорный тон повествования, читатель всё же понимает, каким страшным испытанием была блокада для города и его жителей.

«— Фугaснaя aвиaбомбa зaмедленного действия со взрывaтелем номер семнaдцaть обезвреженa. Можно выпaривaть взрывчaтку. Прошу рaзрешения отвести сынa домой — я живу рядом.
Кaпитaн молчa обнял мaму и поцеловaл три рaзa. А все бойцы и комaндиры и другие чaстные люди взяли под козырёк, хотя никaкой комaнды не было. Дaже Геня Лошaдкин взял под козырёк. А я не взял, потому что в одной руке у меня был костыль, a зa другую руку меня держaлa мaмa, и мне нечем было взять под козырёк».

Книга Карины Добротворской могла быть написана только девочкой, родившейся в Ленинграде. Ненамного раньше нее в этом же городе родилась и окрепла блокадная мифология, которая поддерживает свойственное его жителям ощущение мученичества и избранности. Как всегда, в этих ощущениях много выдуманного, навязанного, шаблонного. Но для женщины, преодолевшей свою собственную блокаду, отделявшую ее от большого мира, от красоты, успеха, карьеры, – тема ленинградского голода раскрывается совсем с другой стороны. Оказывается, что пережитый Ленинградом ужас никуда не делся из ее жизни.

Это сборник рассказов от первого лица тех, чье детство пришлось на тяжелое блокадное время. Болезненные воспоминания героев, их стойкость и мужество еще раз напоминает читателям, какой нелегкой ценой досталась Великая победа.

Проект «Непридуманные рассказы о войне» существует с марта 2005 года и развивается силами энтузиастов. Идея создания принадлежит известному московскому священнику протоиерею Глебу Каледе. Все публикации – это рассказы непосредственных участников событий Великой Отечественной.

Работа проекта также была отмечена в 2010 году на IX Всероссийском конкурсе за лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания «Патриот России». Проект занял первое место в номинации «Дети войны».

Юрий Петрович Воронов (1929—1993) — советский поэт, журналист, общественный деятель. Родился 13 января 1929 года в Ленинграде в семье профсоюзного работника. Пережил блокаду Ленинграда. Дебютировал как поэт в 1945, в ленинградской газете «Вагоност Центральное место в стихах Воронова занимает тема войны и, в частности, — блокады Ленинграда. Воронов остро ощущал необходимость помнить войну, даже если эти воспоминания непомерно тяжелы. Большую известность приобрело стихотворение поэта о ленинградских деревьях, которые жители блокадного города не спиливали, даже если им нечем было растопить печку:

Они зимой,
Чтоб как-нибудь согреться —
Хоть на мгновенье,
Книги, письма жгли.
Но нет
Садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.

Деревья
Остаются подтвержденьем,
Что, как Россия,
Вечен Ленинград!

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей: детей и взрослых.

В этой книге — рассказы, стихи, газетные статьи, странички дневников, воспоминания…

Можно сказать иначе: в этой книге — документы.

Стихотворение, рассказ, написанные в тяжелые годы войны, в годы ленинград­ ской блокады, — это уже не просто рассказ, не просто стихотворение, а свиде­ тельство очевидца. И значит — документ.

Не каждому из авторов этой книги удавалось писать в годы войны. Но память хранит все, что пережито. Строчки ложатся на белый лист бумаги, и память тоже становится документом.

Авторы этой книги — солдаты и офицеры Ленинградского фронта, школьники блокадных лет, их учителя, главный механик хлебозавода и шофер Дороги жизни, военный корреспондент и блокадный почтальон… Каждый из авторов видел войну, прошел через все трудности жизни в осажденном городе, знает бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и промерзшие насквозь стены домов.

В иных книгах поэты и прозаики прибегают к домыслу, к вымыслу. В этой книге каждое слово — правда.

Эта книга – уникальный военный дневник ленинградской школьницы Тани Вассоевич, которая была в числе тех, кто пережил самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов. В январе 1942 года она похоронила своего 16-летнего брата Владимира, а в феврале свою маму Ксению Платоновну. С самого первого дня войны до победного мая 1945 года Таня вела записи, которые замечательны еще и тем, что содержат множество цветных рисунков. Именно они превращают дневник Тани в подлинное произведение детского изобразительного искусства времени Великой Отечественной войны. Сегодня этот ценнейший документ бережно хранится ее сыном – руководителем Санкт-Петербургского центра Российского института исследований, профессором Андреем Леонидовичем Вассоевичем, который предпослал публикации военного дневника обширную вступительную статью, где обстоятельства драматической семейной истории вписываются в широкий исторический контекст XIX–XX веков. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся Отечественной историей

Книга посвящена самому трагическому периоду в истории города на Неве — блокаде. Она состоит из коротких рассказов, из которых можно узнать о том, как и когда началась осада Северной столицы, какие лишения она принесла мирным жителям, как ленинградцы не сдались врагу несмотря ни на что, как защищали родной город, как прорывали блокадное кольцо. В отдельный раздел вынесены рассказы о мемориалах, в которых увековечена память о тех событиях.
Издание богато иллюстрировано. В нем собрано более пятисот фотографий и плакатов времен Великой Отечественной войны, а также современных снимков. Кроме того, текст сопровождается стихотворениями блокадных поэтов и воспоминаниями очевидцев. Книга ориентирована на детей среднего школьного возраста.

Эта книга — во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях Эллы Фоняковой. Главная героиня, совсем ещё маленькая девочка, узнаёт, что такое война и бомбёжка. Главными предметами в первом классе становятся местная противовоздушная оборона и противогаз. Теперь вместо игр во дворе все одноклассники мечтают сразиться с бомбой. Когда в Ленинграде наступает голод, она ругает себя за то, что не ела мамины вкусные котлеты и прятала их под ковёр. Это честная книга о том, как жили и выживали ленинградцы.

«— Ленка, слышала? Наш садик копают! Бежим туда?
Садик копать? Для чего?
— Ну как ты не понимаешь? – презирает меня Ирочка. – Такие канавки роют, чтобы туда прятаться в случае чего.
Не очень-то мне всё это понятно, но я с готовностью достаю свою игрушечную лопатку и ведёрко».

Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.

Герои повести, ленинградские подростки Виктор Стогов, Валерка Спичкин, Эльза Пожарова, знакомы читателю по ранее изданной книге «Дети блокады«. В новой повести, которая читается как самостоятельное произведение, рассказывается об их дальнейшей судьбе. Оставшись в блокаду без родителей, они обрели вторую семью в дошкольном детдоме, устроенном в их бывшей школе, и вместе с ним были эвакуированы под Томск, в сибирскую деревню. Эта книга также и о тех, кто приютил «детей блокады», помог им обжиться на новом месте, — о колхозниках-сибиряках, людях широкой души и щедрого сердца.
Автор повести, бывший блокадник, будучи сам очевидцем и участником описываемых событий, рассказывает в ней о своем поколении, о том, как рано взрослели ребята военных лет, как серьезно и ответственно они относились к жизни, как мужественно и стойко переносили выпавшие на их долю тяжелые испытания.
Для среднего школьного возраста.

Это воспоминания блокадницы — Валентины Семенцовой. Когда началась война ей шел четвертый год. Как и многие ленинградские дети она оставалась в холодной квартире одна, пока мама работала на заводе. Рассказы ведутся от лица ребенка. Девочка рассказывает о том, что было мало еды и она потихоньку отщипывала листочки фикуса, рассказывает какое счастье было сварить суп из найденной картошки, какое счастье увидеть вновь электрический свет…  Несмотря на все трудности девочка Валя выжила и стала учительницей.

Хабибуллина Галина Васильевна (Новикова) родилась в Ленинграде в 1933 году. В восьмилетнем возрасте оказалась в блокадном кольце и пережила все тяжелые события первого года блокады, особенно зимы 1941-42 годов. В августе 1942 года была эвакуирована через Ладожское озеро. Годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда оставили в ее памяти неизгладимый след, и ей всегда хотелось поделиться своими воспоминаниями, сравнить их с другими. Вступив в общество «Жители блокадного Ленинграда» в 1992 году, она согласилась на предложение писать очерки о блокаде в местную газету. Первый очерк ее был опубликован в 1992 году в газете «Красная звезда» в Приозерске — по личным воспоминаниям о годах блокады.

В повести «Девочка, выжившая в блокадном Ленинграде»         рассказывается о жизни детей и взрослых в блокадном Ленинграде и в эвакуации в Алтайском крае. Рассказ об этом времени ведется живым языком, с точным изображением времени и бытовых подробностей.

Начало у книги простое, мирное — «Дачники».
Дачники — мама, Галка и Вовка ждут папу, который, пока они отдыхают на даче, работает в Ленинграде. Мама наказывает привезти сахару для варенья, Вовка готовится ловить с отцом раков. — Через шесть дней ждите! — кричит им отец. Но… но мирный ход времени нарушает колокол пожарной каланчи.
Людям сообщили о войне. Мальчишки еще не совсем понимают что это такой — война, они еще беспокоятся о расползающихся из корзины раках… Потом, когда Вовка уже возвращается с дачи в Ленинград, он думает о том как бы сбежать на фронт и даже предпринимает попытку увязаться за моряками. Потом он мечтает поймать диверсанта-ракетчика…
Война врывается в жизнь Вовки как что-то новое, непонятное: «окна были испещрены большими белыми крестами», в небе висело множество колбас — аэростатов, на заборах висели плакаты. Потом появляются продуктовые карточки…
Много трудностей предстоит пережить Вовке и его другу Женьке. Их война, их борьба будет не на передовой, а в плотно-сдавленном фашистским кольцом городе. Но Вовка верит в победу! Вот, он видит, что фашисты сбрасывают предупреждения — «это чтобы мы видели какие они сильные… Но если бы они могли, разве бы не захватили они Ленинград еще в сентябре?».

0 Comments

There are no comments yet

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *