ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА

КНИГИ О ПРИРОДЕ

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков

КНИГИ О ПРИРОДЕ

Печатается по материалам сайта «ПАПМАМБУК»

ФИЛЬМЫ

Совы всегда казались людям необыкновенными и таинственными птицами – днём они прячутся, а по ночам их заметить очень сложно. В книге Владимира Бабенко описаны разные аспекты совиной жизни: внешний вид, приемы охоты, гнездо и совиная семья. Неожиданный материал собран в разделе «Совы в мифах и легендах»: оказывается, сова не только спутница Бабы Яги и сторож ее избушки, но и символ богини Афины; изображение совы печатали на древнегреческих монетах.
В соответствии с названием, книга невелика – на 14 книжных разворотах поместились 14 тематических разделов. Фотографий здесь нет, рисованные иллюстрации Марии Сергеевой и Ольги Руновской показывают сов в естественной среде обитания, достоверно отражая все особенности их строения и поведения. На последнем развороте нарисованы все совы, которых можно встретить на территории России. Стиль изложения Владимира Бабенко лишен наукообразности, его тексты серьезны и в то же время увлекательны. Поэтому читать книгу можно и самостоятельно, и всей семьей.

Книга Кейт Месснер рассказывает маленькому читателю о том, сколько удивительных открытий можно совершить в зимнем лесу, если отправиться на лыжную прогулку вместе с папой.
На снегу можно заметить следы самых разных животных. Но самое интересное скрыто от глаз: под снегом есть целые лабиринты с уютными закуточками, в которых прячутся от хищников и хранят свои съестные запасы мелкие лесные жители (белки, полевки, мыши, землеройки). Есть и крупные звери, которые под снегом пережидают холода, впадая в спячку или просто становясь менее активными. Например, бурые медведи и бобры. И даже некоторые насекомые (к примеру, шмелиная королева) могут пережить зиму под снегом, среди опавших листьев.
Главная героиня – девочка – вместе с папой внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг, и пытается представить себе, что творится под снегом.
В конце книги – обращение автора к читателям, где более подробно и «научно» рассказывается о том, что же такое «потайное королевство под снегом». Дальше следует список животных, которые встретились нам в рассказе, с дополнительными подробностями их жизни.
Иллюстрации – достаточно схематичные, с минимумом деталей, выдержанные в единой спокойной цветовой гамме, – дают маленькому читателю ясное представление обо всех обитателях леса, и в то же время создают «правильное» настроение. Так и хочется в ближайшие выходные отправиться на лыжную прогулку всей семьей.
Этот рассказ можно читать с детьми начиная от 4-х лет, но весь объем информации, заложенный в книге, они смогут освоить только в начальных классах школы.

Читателям этой книги предлагается совершить восемь лесных прогулок: «познавательную», «звериную», «древесную», «травяную», «пернатую», «грибную», «ягодную» и последнюю, восьмую – «ползающую, прыгающую, жужжащую». Экскурсоводом выступает известный петербургский литератор Сергей Махотин. Во время каждой прогулки он занимательно рассказывает об обитателях лесных «этажей»: о тех, кто роет норы и строит гнезда, о тех, кто живет в дупле, болоте или в трухлявом пне. Здесь нет экзотических для России животных и растений ‒ только те, что можно встретить в любом русском лесу: муравьи и лоси, елки и березы, земляника и калина, ландыш и крапива, муравей и стрекоза.
Особое достоинство книги составляют иллюстрации. Тщательные прорисовки листьев, трав, ягод, цветов, животных позволяют пользоваться этим изданием как определителем, причем эту работу ребенок 5-6 лет способен проделать самостоятельно. Названия растений и животных написаны крупным шрифтом, их изображения реалистичны и очень узнаваемы. Кроме прорисовок, каждая прогулка проиллюстрирована репродукциями произведений классической и современной живописи.
Текста в книге довольно много, но написан он живо и наполнен интересными для старшего дошкольника подробностями. Красной нитью через всю книгу проходят идеи симбиоза и целесообразности: в лесу нет ничего лишнего, все взаимосвязано, и даже «ненужные» болота и опасные змеи играют важную роль в лесной жизни.

В иллюстрированной энциклопедии, переведенной с французского языка, лес не делится на кусочки, фрагменты, «этажи», а предстает как целое, как единство, как система. Первая же глава описывает разнообразие таких лесных систем: перед читателем появляется горный лес, тайга, амазонские тропики, леса Средиземноморья. Текста здесь совсем немного – несколько предложений на каждой странице. Зато множество крупных и тщательно прорисованных иллюстраций. Наглядно показано рождение леса: вот упало семя, вот росток пробился сквозь землю, вот нарастают годовые кольца, у корней появляются мхи, лишайники, грибы. И наконец лес вырублен, сожжен, сломан ураганом… Или, быть может, превратился в заповедник?
Как и все книги этой серии, «Жизнь леса» ориентирована на воспитание экологического сознания ребенка, на то, чтобы помочь ему стать квалифицированным наблюдателем и участником лесной жизни. Каждый пятый разворот посвящен поведению человека в лесу; помимо всем известных запретов (не ломай, не мусори) здесь содержатся советы, как собирать перья и шишки, как исследовать следы и помет животных, как составить гербарий и устроить террариум для дождевых червей. Отдельная глава называется «Давай поиграем!» и включает в себя подвижные и настольные игры с листьями, шишками, ветками, алгоритм плетения ветка из листьев и даже игру «Музыкальный лес».

Каждая страница этой книги содержит крупное изображение и описание одного из животных наших лесов. Есть здесь млекопитающие (лось, рысь, енот, белка, лиса, волк, заяц и т.д.), земноводные (лягушки, ящерицы, змеи) и птицы (ворон, ласточка, снегирь, синица и т.д.). Иллюстрации выполнены представительницей известной династии Чарушиных ‒ натуралистов, писателей и художников. Наталья Чарушина-Капустина рисует зверей в присущих им позах, в естественном окружении, с точным соблюдением цветовой гаммы.
Автор текста, ученый-зоолог Владимир Храбрый, пишет в достаточно беспристрастной, почти энциклопедической манере, сообщая читателям основные факты: как зверь выглядит, чем питается, какие звуки издает, как проводит зиму и т.д. Отличное пособие по природоведению для детей 5-9 лет.

 «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной…» Красоту леса сложно описать в энциклопедии. Но поэзии это под силу. В этой небольшой книге собраны два десятка фрагментов классических русских стихов об осени и осеннем лесе. Мы видим лес глазами Аполлона Майкова и Ивана Бунина, Федора Тютчева и Максимилиана Волошина, Николая Некрасова и Александра Блока. Тонкие акварели Владимира Белоусова подчеркивают интонации и передают атмосферу каждого текста: вот зайчик мокнет под осенним дождем, вот «гусей крикливых караван тянулся к югу», листья кружат, охотничьи собаки будят уснувшие дубравы…
В серии «Большая поэзия для маленьких детей» изданы также «Летние стихи», «Зимние стихи» и «Весенние стихи», которые можно читать детям любого возраста.

Николай Сладков, один из лучших русских писателей-натуралистов ХХ века, за свою долгую жизнь написал почти 60 книг о жизни зверей, птиц, рыб, о лесных тайнах. Начинать знакомство с его творчеством можно уже в 3-4 года с «Азбуки леса». На каждую букву алфавита Сладков предлагает небольшие рассказы, причем их героями не обязательно становятся животные. Например, на букву И мы найдем «Игрушки лисят» и «Имена зверей и птиц», на Ч – «Часы птичьи» и «Черника». Есть тут и «Терем лесной», и «Берлога», и «Хвосты», и «Эхо лесное». Ну и конечно, зайцы, вороны, бабочка-адмирал, ящерицы и многое-многое другое. Азбука Сладкова, ориентированная на детей 4-8 лет, делает великую книгу леса понятной, нестрашной, доброй и бесконечно интересной.

В книге Миры Лоббе «Бабушка на яблоне» две повести: кроме повести, давшей название книге, есть еще одна под названием «Как было дело с Мохнаткой».
Это очень «знакомая» история о как двое детей находят щенка. Казалось бы, первая проблема – уговорить родителей оставить его дома – еще может решиться в пользу детей. Но у родителей есть серьезные основания считать, что щенок – чужой, он просто потерялся, и надо вернуть его законному хозяину. Желание обладать сталкивается с желанием быть честным. Желание быть честным, или хорошим, оказывается, порой трудно исполнимо. Утрата любимого существа – это самое горькое чувство, которое можно придумать. А его обретение — самое большое счастье.
Повесть Миры Лоббе глубоко психологична и в то же время понятна и близка детям. И еще у нее счастливый конец – что немаловажно для книг, в которых описываются отношения детей и животных. Немаловажно для читателей, всегда втайне мечтающих о мировой гармонии.

Сетон-Томпсон уже для нескольких поколений отечественных читателей остается одним из самых любимых авторов историй о животных. Его персонажи – это не условные сказочные существа, а реальные герои, каждого из которых можно без преувеличения назвать «великим животным». Они вызывают восхищение, и им хочется подражать.
В повести «Домино» перед нами разворачивается жизнь черно-бурого лиса. Сетон-Томпсон описывает весь жизненный цикл любого живого существа в понятных ребенку и важных для него переживаниях: тепла и защищенности семейного круга, первой потери, одиночества, встречи с другим близким существом и ответственности за него. В то же время жизнь для его героев – это постоянный риск и опасный вызов, который требует от них не только сообразительности и отваги, но и самоотверженности. Проходя вместе с Домино через выпадающие ему испытания, ребенок получает редкую возможность ощутить, что означает быть взрослым.
Мы рекомендуем читать эту книгу ребенку вслух, начиная с шести лет. Самостоятельно ее можно читать с девяти лет.

В этой книге маленький читатель встретится с гориллой-«мальчиком» по имени Понго, который живет со своей семьей в африканских горах. От человеческого ребенка он отличается только внешним видом и экзотическими обстоятельствами жизни. У него есть папа, мама, верный друг и младшая сестра.
Понго – очень положительный, «правильный» ребенок. У родителей нет с ним никаких проблем.
Но мы застаем Понго в тот момент его жизни, когда беззаботные игры детства начинают терять для него прежнюю привлекательность. Новые интересы связаны прежде всего с фигурой его отца по кличке Большой Боб. Отец много знает и многое умеет. Его сила и опыт позволяют ему заботится о безопасности и благополучии всей семьи. Для Понго он является идеальным героем, которому хочется подражать и у которого хочется учиться. Постепенно Понго понимает, что взросление прямо связано с принимаемой на себя ответственностью за других.
Важную роль в книге играют выразительные иллюстрации Виктории Тентлер, которые придают тексту эмоциональную глубину.
Читать вслух историю о взрослении маленькой гориллы можно с пяти-шести лет.

Ученый-зоолог Вера Чаплина много лет проработала в Московском зоопарке. Ей не раз приходилось выхаживать и спасать самых разных животных, оказавшихся в трудных ситуациях: детенышей льва и гиены, щенка дикой собаки динго, белого медвежонка и многих других. Некоторых своих питомцев она брала домой, и они на какое-то время становились членами ее семьи. У всех ее героев судьбы складывались по-разному. Из таких документальных историй и составлена книга, на которой выросло уже не одно поколение читателей. От других замечательных рассказов о животных она отличается тем, что в ней естественно возникающая жалость и стремление помочь соединяется с особым профессиональным взглядом. Это позволяет читателю прикоснуться к опыту деятельного сочувствия, в основе которого лежит готовность понимать потребности и характер другого живого существа.
Чаплиной хватало ума и терпения наладить контакт даже с самым, на первый взгляд, диким и агрессивным животным и завоевать его доверие.
Несмотря на то что большинство этих историй произошли в первой половине прошлого века, они до сих заражают своей добротой и жизнелюбием.
Рассказы Веры Чаплиной мы рекомендуем читать ребенку с пяти-шести лет. Они вошли в сборник ««Догадливый лев, Раджи и другие…», где собраны произведения разных писателей о животных зоопарка и цирка
(Кроме произведений В. Чаплиной, еще и рассказы дрессировщика Владимира Дурова, а также создателя новых зоопарков Карла Гагенбека.).

Этот рассказ принадлежит к лучшим образцам классической русской прозы для детей. История начинается поздней осенью, когда утиное семейство вместе со всей стаей готовится к предстоящему отлету на юг. И только уточка по имени Серая Шейка с грустью наблюдает за этими сборами: еще весной она побывала в лапах у Лисы, и та повредила ей крыло. Теперь ей придется остаться одной зимовать.
Когда стая улетает и приходит зима, у нее, помимо мороза, появляется еще один грозный враг – та самая Лиса. Спасает обреченную на гибель молодую уточку пожалевший ее старый охотник. Он уносит ее к себе домой и оставляет там жить.
Перед читателем разворачивается картина суровой и безжалостной природы, в которой каждый выживает, как может. Любому ребенку знакомы чувства оставленности, беспомощности и страха, которые переживает Серая Шейка. Но она мужественно борется с испытаниями, и в конце, как награда, к ней приходит спасение. Серая Шейка обретает новую «семью», которая для ребенка является залогом безопасности.
Читать детям эту историю вслух мы советуем с четырех-пяти лет.

В книге рассказывается о жизни коалы по имени Ушастик. Коала – экзотическое животное, которое в естественных условиях живет только в Австралии. Его невозможно увидеть ни в зоопарках, ни в цирках других стран, поэтому детям будет очень интересно узнать о повадках и образе жизни этого необычного существа, внешне так напоминающего ребенка. Разнообразная познавательная информация дается в книге через описание переживаний и приключений Ушастика.
В первой части истории маленький коала знакомится с окружающим миром, и мы вместе с ним со страхом и любопытством прислушиваемся к звукам и запахам австралийского леса. Вместе с родителями Ушастик путешествует по деревьям в поисках пищи и безопасного места для ночевок.
Детство героя заканчивается в тот момент, когда в лесу случается страшный пожар. Ушастику удается спастись от огня, но при этом он теряет родителей.
Маленького коалу находят люди, которые принимают его в свою семью. Но оказывается, что выжить даже рядом с любящим и заботливым человеком коале не так просто – это животное питается исключительно листьями одного из редких видов эвкалипта, и люди об этом не сразу догадываются. Особенно важной забота о маленьком коале становится для детей. Этот опыт в дальнейшем позволяет им найти свое призвание: они решают посвятить жизнь изучению и охране австралийских коал.
Эта история не только позволяет узнать подробности жизни уникального животного, но и понять, что настоящая забота о другом существе требует серьезных знаний и терпения.
Книга будет интересна детям с четырех-пяти лет.
Лесли Риис написал истории и про других австралийских животных.

В сборник из серии «Караван сказок» вошли 34 сказки народов Европы, Азии и Америки. Каждая из сказок по-своему рассказывает о непростых отношениях лошади и человека. Кто она, лошадь ‒ друг, соперник, враг, мистический покровитель, помощник? Оказывается, есть лошади-ведьмы и солнечные кони, есть полосатые лошади ‒ зебры и жеребята с серебряными копытами. Все сказки сопровождаются подробными познавательными комментариями, которые посвящены истории приручения и разведения лошадей, технике верховой езды, мифам и легендам о лошадях. Очень хороши в этой книге иллюстрации Патриции Лежандр: ей удалось передать дух каждой сказки и создать образы самых разных лошадей.

«Лошади и пони», как и другие книги серии «Зачем? Отчего? Почему?», напечатана на твердом картоне, на каждой странице есть открывающиеся «окошки». На шестнадцати страницах достаточно большого формата изложена основная информация о жизни лошадей. Ребенок узнает из этой книги о строении тела лошадей, их образе жизни, существующих породах, рационе лошадей и их привычках, о том, как седлать лошадь и из чего состоит упряжь. Основное внимание уделено верховой езде: рассказывается об основных типах движения, упражнениях для начинающих всадников, конных соревнованиях. В книге есть несколько вынимающихся элементов, в частности – табличка на дверцу в форме лошади, которую можно использовать как книжную закладку.

Книжка-картинка рассказывает об одном годе занятий девочки Ани в конюшне на Еловой горке. Вместе с Аней читатель проживает все этапы знакомства с конюшней, лошадями и пони. Если на первом занятии Аня только учится водить пони в поводу, то в конце книги она, уже опытная наездница, отправляется в летний пони-лагерь. На протяжении всего года Аня узнает различные лошадиные секреты: какую еду любят пони и лошади? Как убирать конюшню? Что чувствуют лошади и как они выражают свои чувства?
Книга рекомендована Федерацией конного спорта России и будет интересна всем детям старше трех лет, увлеченных лошадями.

Это одна из шести книг репринтной серии, впервые опубликованной на рубеже 1970–1980-х годов. Каждая из книг представляет собой подлинное произведение искусства, причем и литературного, и живописно-оформительского. Короткие рассказы Юрия Коваля фиксируют самые простые, бытовые, повседневные ситуации деревенской жизни. В сборнике «Жеребенок» несколько рассказов посвящено лошадям. Пожалуй, самый пронзительный – «Шень-шень-шень…» Оказывается, именно этими словами надо подманивать лошадей: «И тут вышли из зарослей три белых коня, глядят мне в глаза, все понимают». Рассказы Коваля в сопровождении иллюстраций Татьяны Мавриной лучше всего передают ту магию и волшебство, которой наделены лошади и благодаря которой мы останавливаемся в восхищении, завидя коней, пасущихся на туманном лугу.

Сказка-притча «Слепая лошадь», созданная писателем и учителем Константином Ушинским, входит в золотой фонд русской детской литературы. В старинном славянском городе Винете живет богач Уседом. Его любимый конь по кличке Догони-Ветер однажды спасает хозяина от разбойников, однако неблагодарный хозяин вскоре забывает о подвиге своего четвероногого друга и выгоняет ослепшего к старости коня на улицу. Брошенный, голодный и замерзший Догони-Ветер случайно звонит в набатный колокол; сбежавшийся на площади народ единодушно осуждает Уседома и приказывает ему до смерти содержать своего верного коня.
Ушинский метафорически рассказывает о справедливом отношении ко всем старым и больным живым существам – и людям, и животным. Это настоящая «учительная» сказка, которая помогает детям задуматься о благодарности и предательстве, о верности своему слову, о милосердии.

Девочка Катя мечтала иметь лошадь. И однажды она ее получила! Катина лошадь родилась на огуречной грядке. Огуречная лошадка чем-то похожа на Карлсона. Она тоже умеет летать. Тоже появляется, когда захочет. Лошадка уносит Катю в сказку, а Катя спасает ее от ничего не понимающих взрослых. Огуречная лошадка – тот самый «выдуманный друг», который есть у многих детей. И героиня замечательной детской книжки, которая будет интересна детям старше 5 лет. Из этой книги ребенок не узнает о лошадиных привычках или образе жизни, о мастях и рационе лошадей. Зато многое сможет понять о самом себе.

Книги корейского автора и художника Иль Сунг На отличает, прежде всего, необычная живописная и образная манера рисования. «Зимняя книжка» посвящена изменениям в природе, происходящим из-за наступления зимы (разные животные по-разному переживают зиму), а «Малышовая книжка» рассказывает о важнейшем событии весны – появлению детенышей разных животных. Несмотря на краткость текста, обе истории невероятно поэтичны. И в каждой из них есть персонаж, которого автор выбирает в качестве своего «любимца»: рассказ начинается с описания его самого или его настроения и этим же заканчивается. Так что малышу эти поэтичные истории не только расскажут о природе, но и дадут первое представление о кольцевой композиции.

Шведская писательница Гунилла Ингвес написала четыре книжки про мишку Бруно – по количеству календарных времен года. И если перед педагогом или родителем стоит задача дать ребенку представления об особенностях сезонов, об изменениях в природе, о жизни животных и растений, то лучшего «пособия» не придумаешь. Тем не менее это не пособие, а именно художественное произведение в четырех книгах. И для ребенка главными окажутся отношения мишки Бруно и его верного друга собачки Лоллы. Эти герои постоянно заняты то хозяйственными делами, то, что тоже важно, совместным отдыхом. А все познавательные сведения в эту деятельность включены.
На форзацах каждой книги представлен дневник наблюдений мишки Бруно за природными явлениями – и это отдельное захватывающее чтение, расширяющее возрастную аудиторию книги. Если истории про мишку будет с удовольствием слушать уже малыш двух с половиной лет, то дневник наблюдений – достойное чтение для более старшего ребенка. Особенно для того, кто решит самостоятельно читать эту книжку.

Это история о том, как одна «безродная и бездомная» кошка по кличке Мохнатая Ножка после некоторых приключений находит дом и заботливых хозяев – девочку и мальчика. В книге выдающегося поэта Александра Введенского все понятно даже для двухлеток, но вместе с тем здесь есть чему удивиться, есть над чем пофантазировать и поразмышлять вместе с ребенком.
Иллюстрации Веры Хлебниковой динамичные и озорные. У художницы, без сомнения, огромный опыт наблюдения за котами – Мохнатая Ножка в книге как живая. С обложки на нас смотрит худая, даже немного облезлая кошка с наивными зелеными глазами, и шерсть на ее задней лапке смешно топорщится. А на задней стороне обложке эта же кошка сидит к нам спиной, бока ее явно округлились, а на шее красуется розовый бант. Так несколькими точными штрихами художница передала все содержание истории.
Важно отметить, что поведение любопытной и неопытной Мохнатой Ножки в книге напоминает поведение малышей, которые с таким же усердием и интересом исследуют мир. Малыши почувствуют свою «родственность» героине и обязательно проникнутся к ней симпатией.

Известный художник-анималист Евгений Чарушин является автором серии рассказов о животных для самых маленьких читателей. В книге «Тюпа и Томка» собраны истории о двух разных героях ‒ котенке Тюпе и щенке Томке.
В первой части книги ‒ «кошачьей» ‒ перед нами проходят несколько ярких персонажей. Например, кот Пунька, который был настолько ленив, что позволял щеглам и канарейкам таскать у него шерсть для строительства гнезда в обычной квартире. Или кошка Непунька, у которой отобрали новорожденных котят, и она стала кормить и выхаживать, как маленького, своего котенка Тюпу из предыдущего помета. И наконец сам Тюпа, получивший такое имя, потому что когда он встречался с чем-то новым и интересным, то от любопытства и нетерпения начинал смешно причмокивать – «тюпать»: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Котенок Тюпа в книге попадает в разные забавные, но совершенно правдоподобные ситуации.
Животные на картинках Чарушина также изображаются вполне реалистично. Но вместе с тем художник замечательно передает характер и настроение своих героев, что очень нравится маленьким читателям.

Книга «Кошкин дом» Самуила Маршака в оформлении Юрия Васнецова по праву считается классикой детской литературы. Многие современные родители наверняка помнят эту книгу из своего детства, поэтому ее сюжет можно не пересказывать. Те же, кто подзабыл подробности этой истории, наверняка получат удовольствие при чтении книги своим детям.
Вообще-то пьеса – не самый распространенный жанр детской литературы. Но «Кошкин дом» легко воспринимается малышами, потому что многое в этой книге напоминает игру: ограниченный круг персонажей, которые непрерывно что-то делают, встречаются друг с другом, при этом повторяющиеся эпизоды встречи разных героев нанизываются, как бусины, друг за другом.
Иллюстрации Юрия Васнецова очень праздничные и нарядные, и поэтому они нравятся всем детям без исключения. Все персонажи хорошо узнаваемы, и в то же время они выглядят «по-сказочному». Васнецов не просто сопроводил текст пьесы картинками; он создал оформление целой книги: от декоративных буквиц и заставок до полностраничных иллюстраций. В современном полиграфическом исполнении эта книга смотрится еще лучше.

Книга Юрия Коваля «Круглый год» состоит из 12 коротких рассказов – по числу месяцев в году. К книге прилагается DVD-диск с мультфильмами от создателей знаменитого анимационного проекта «Колыбельные мира». Иллюстрации к книге также сделаны на основе мультфильмов.
Для каждого времени года Коваль придумал своего кота. Зимний кот с товарищем пытается обмануть «пухлых и румяных» снегирей, повиснув на яблоне вместо недавно осыпавшихся яблок. Весенний кот цветет пышным цветом – только хвост, видимо, распустится позднее. Летний кот, «рыжий и жаркий, вобравший в себя солнечный зной», весь день валяется на траве в окружении подсолнухов, а вечером как будто сам начинает светиться и излучать тепло. Осенний кот грустит в преддверии зимы, представляя себя опавшим осенним листом. А потом вдруг решает покончить с хандрой и стать котом зимним. Вот такой «круговорот котов» в природе.
Проза Юрия Коваля созвучна детскому мироощущению, в котором нет жесткой границы между вымыслом и реальностью. Благодаря анимационному сопровождению и прекрасным иллюстрациям знакомство с книгой «Круглый год» доступно и для совсем маленьких читателей. Начинать читать Коваля можно с детьми от пяти лет. И не прекращать никогда.

Джудит Керр написала и сама проиллюстрировала семнадцать книг о кошке Мог – так в Англии часто называют обычных беспородных кошек. Некоторые из этих историй появились на русском языке, но издатели решили дать их героине имя Мяули.
Кошачьи привычки, хитрости и слабости в этих историях очень узнаваемы, и Джудит Керр рассказывает о них с любовью и теплой иронией. Вот, например, Мяули устроилась спать в нарядной шляпке миссис Томас. Вот Мяули вместо положенного ей на завтрак молока «совершенно случайно» съела яйцо со стола. А вот она вдруг задумалась во время умывания, и вздернутая кверху лапа так и осталась наполовину вымытой. Все это так похоже на кошек!
И хотя другие постоянные герои историй про Мяули то и дело восклицают: «Как эта кошка мне надоела!», они относятся к ней как к полноправному члену семьи и очень ее любят. Даже если в доме, где читают книги про Мяули, нет кошки, маленькие читатели обязательно почувствуют, как нужно относиться к домашнему питомцу, и получат новый эмоциональный опыт.
Эти книжки-картинки отлично подходят для совместного чтения с малышами 2-4 лет, особенно если их родители испытывают нежные чувства к кошкам и котам.

Главный герой знаменитой сказки «Кот в сапогах» – преданный и находчивый кот. Правда, в авторской версии сказки, которую предложила японская художница Айяно Имаи, не менее значимую роль в сюжете играют сапоги, и это, конечно, необычно.
Хозяин кота – не просто сын мельника, а профессиональный, но незадачливый сапожник. Его верный кот проявил смекалку и получил заказы на обувь у великана, который к тому же был кровожадным людоедом и могущественным волшебником. Сапожник делал пару за парой для каждого из существ, в которых великан умел превращаться. А когда он отказался платить сапожнику за выполненную работу, кот съел людоеда, вынудив его превратиться в крошечную мышку. Великан стал мышкой, чтобы примерить миниатюрные искусно сделанные красные сапожки.
Иллюстрации японской художницы ‒ изысканные и тонкие, ими хочется любоваться.
«Кот в сапогах» Айяно Имаи особенно понравится детям от четырех лет, которые уже знакомы со сказкой в традиционном изложении и смогут оценить нюансы, обогатившие и украсившие сюжет. Кроме того, оригинальная трактовка сказки может побудить старших дошкольников к самостоятельному чтению.

«Кошки-мышки» – это книга-перевертыш: в ней две обложки, два титульных листа и два портрета автора ‒ Мориса Карема, с толстым полосатым котом на руках. Одна половина стихов посвящена кошкам, другая – мышкам. И если бы не огромный формат книги, ее можно было бы часами крутить в руках, как занятную игрушку.
Стоит привести хотя бы одно короткое стихотворение из этого сборника:
Кот и солнце
Едва глаза откроет кот –
В них солнце заберется.
Когда глаза закроет кот –
В них солнце остается.
Вот почему по вечерам,
Когда мой кот проснется,
Я в темноту гляжу, а там ‒
Там два кусочка солнца!
Иллюстрации Анастасии Орловой похожи на лоскутное одеяло из пестрого ситца. Они выглядят очень по-домашнему и делают эту большую и увесистую книгу более уютной.

КНИГИ

Что мы знаем о грибах? Что бывают они съедобные и несъедобные. И это, пожалуй, всё. А ведь грибы – это удивительные, невероятные существа! Гриб – это и самый большой организм на Земле, и один из самых древних. Люди не только живут бок о бок с грибами, но и ежедневно используют их. Благодаря грибам, мы получаем и хлеб, и сыр, и лекарства. Ученые считают, что грибов на Земле больше, чем растений и животных вместе взятых. С грибами связано множество легенд, поверий и традиций.
Из книги Алёны Васнецовой можно узнать, как работают грибные фермы, чем сыр с плесенью отличается от заплесневевшего сыра, чем занимались «грибные люди», что такое «ведьмино кольцо», как найти трюфель и много других интересных фактов, связанных с царством грибов.
Хотя в книге много иллюстраций, текст в ней занимает главенствующее место и его очень много, а шрифт рассчитан на хорошо читающего ребенка.
Книгу можно рекомендовать детям от восьми лет, которых интересуют природные явления.

Книга Дианы Астон и Сильвии Лонг создана естествоиспытателем в союзе с художником. Природное явление здесь раскрывается через призму эстетического любования. Для каждого иллюстрированного разворота характерен свой ритм, где-то ‒ совсем простой, где-то ‒ более сложный. Из череды этих ритмов рождается что-то вроде поэмы в рисунках на тему торжества жизни. При этом книга точна и информативна с биологической точки зрения. Яйца бывают разной формы, разного цвета, разного размера, с твердой или мягкой оболочкой – и все это показано в книге. Но пусть они отличаются друг от друга внешне, пусть они обнаруживаются на самых разных природных «этажах» (на земле, под землей, на деревьях, на скалах, в воде, в траве, в гнезде), каждое из них – это вместилище будущей жизни. В книге есть схемы развития цыпленка, рыбки и кузнечика внутри яйца, а также строение яйца и функции его слоев.
Так как «Яйцо любит тишину» – книга-картинка, ее можно рассматривать даже с ребенком дошкольного возраста, выборочно сообщая ему какие-то факты о «жизни» яиц в природе. А ребенок, преодолевший букварный период, с удовольствием будет читать эту книгу самостоятельно.

Что было сначала – курица или яйцо? Дело не только в курах, у других живых существ яйца тоже играют важную роль. И птицы, и насекомые, и рыбы появляются на свет из яиц. Все эти яйца разного размера, разной формы, разного цвета.
Яйца насекомых не менее удивительны и разнообразны, чем яйца птиц. Пауки прядут для яиц специальные паутинные мешочки. Змеи и ящерицы тоже откладывают яйца, а некоторые из них, например королевская кобра, даже строят гнезда. Икра – и лягушачья, и осетровая ‒ это тоже яйца. Рыбы и земноводные откладывают их прямо в воду. Даже среди млекопитающих есть яйцекладущие ‒ например, австралийский утконос. И динозавры тоже откладывали яйца – огромные!
А в качестве дополнительных бонусов читатель получит информацию о крашеных яйцах и пару интересных рецептов по окраске яиц.
А вот надо ответом на вопрос «Что сначала?» придется еще подумать.
Книгу лучше предлагать уже хорошо читающим детям школьного возраста.

Авторы книги рассказывают о природных явлениях, в которых проявляется спиральная форма (закручивание вокруг центра). Спираль позволяет живым существам решить множество самых разных проблем. Например, паук с помощью спиральной паутины покрывает наибольший участок с наименьшим использованием нити. А лепестки, листья, семенные коробки многих цветов благодаря своей спиральной форме могут получать максимальное количества света, наилучшим образом использовать пространство и притягивать насекомых-опылителей.
Информация в книге подана прежде всего визуально – иллюстрации очень богатые и детально прорисованные. Текста совсем мало, буквально одно предложение на разворот, причем напечатано оно очень крупным шрифтом.
Книга ориентирована на тех, кто только начинает читать, то есть детей 5‒8 лет.

Почему вода в реках не кончается, а моря не переливаются через край? Что у Земли внутри? Откуда берется ветер? – ответы на эти вопросы в простой и понятной форме читатели старшего дошкольного и младшего школьного возраста получат в книге Елены Качур.
Но для этого им придется отправиться в игру-путешествие.
При объяснении сложных абстрактных понятий Елена Качур предлагает маленьким читателям образные модели. Например, в качестве модели Земли выступает апельсин с дольками-меридианами: «Смотри: апельсин можно поделить на две половины. При таком делении апельсин-планета разделится на два полушария – Восточное и Западное. А можно поделить апельсин по-другому. Разрезать его пополам поперек».
Книга хороша тем, что может быть использована в домашней библиотеке разнообразно и многократно: для чтения вслух избранных глав детям 4‒5 лет, для самостоятельного чтения младших школьников, для игры и домашних экспериментов (почему бы не сделать, например, пластилиновую модель вулкана в тарелке?). И даже для разработки сценария детского дня рождения, если ребенок и его друзья увлечены исследованиями. Словом, это книжка на многие годы.

 «Ветер рядом с нами, а мы его не видим. Он может к нам прикоснуться, но мы его не поймаем…» Так начинается книга о ветре – одном из самых очевидных, загадочных и могущественных явлений природы. В книге собраны разнообразные сведения о ветре. Дети узнают, что понятие «ветер» неотделимо от понятия «атмосфера», что ветры бывают разного происхождения и разной силы. Есть ветры, дарующие жизнь, есть ветры, несущие разрушение и смерть. Человек не умеет до конца противостоять ветру и только учится использовать его силу… А кроме того, ветер может быть еще и скульптором, и учителем музыки. Именно у ветра в древние времена люди научились искусству создавать некоторые музыкальные инструменты… Текст в книге, притом что в нем раскрываются довольно сложные понятия, вполне доступен второкласснику – правда, при условии, что он уже хорошо читает: текста в книге много, и он довольно «густой», хотя на каждой странице обязательно есть картинки. Автор попытался облегчить ребенку чтение, разделив текст на небольшие главки. Но главка может занимать до полутора страниц. Однако, одолев книгу, ребенок будет с новым чувством «подставлять лицо ветру».

Снежинкам – особым кристаллическим образованиям, в которые при определенных условиях превращаются мелкие капли воды, – посвящена лишь часть книги. Точнее было бы назвать эту книгу «Книжкой про снег». Но слово «снежинки», конечно, звучит более поэтично. Читатель узнает не только о том, что такое снежинки, как они устроены и как их изучали, ему откроется еще много разного и интересного о снеге: почему снег скрипит, как образуются разные виды сугробов, что такое «лавина», как строили снежный дом эскимосы. Автор рассказывает об особом виде искусства – строительстве ледяных зданий и скульптур, а также об изобретении и использовании искусственного снега. Кроме того, в книге описаны несложные опыты со снегом, которые можно провести в домашних условиях. Вообще о снеге здесь говорится с таким восторгом и вдохновением, что возникает желание немедленно отправиться на «охоту за снежинками», даже если за окном лето. И этому очень способствуют иллюстрации Ольги Громовой. Художница ввела в книгу образ симпатичного старичка-профессора, который – даром что старичок – просто одержим познавательной активностью и ведет себя как ребенок. А это очень заразительно.
Книга адресована уже хорошо читающим младшим школьникам.

Книга о чудесных превращениях создана благодаря необычному альянсу российского писателя и британского художника. Художник нарисовал замечательные живые картинки, а писатель написал к этим картинкам небольшие, но информативные тексты, посвященные одной из самых интересных для ребенка тем ‒ «Откуда что взялось?». Правда, оказывается, довольно трудно ответить на вопрос, что появилось раньше – яйцо или курица. И этот вопрос так и останется вопросом. Зато ясно, что яйца не бывает без курицы, а курицы ‒ без яйца.
Каждый рассказик книги посвящен «деткам и их родителям» в природном мире. И это не обязательно животные. У растений тоже есть «дети» ‒ семена. Хотя неопытному глазу семечко напоминает обычный «камешек», этот «камешек» очень сложно устроен и внутри у него происходит очень сложная жизнь.
У картинок Фредди Мак-Кеона «дидактическая» композиция: крупно нарисовано растение или животное, о котором пойдет речь в рассказе, встроено в своеобразный «хоровод» событий — важных этапов жизни «героя». К примеру, в рассказе речь идет о подсолнухе. Вот он, подсолнух, с его большей рыжей головкой и созревшими семенами. И тут же показана последовательность развития растения из семени: рассеянная птичка роняет семечко на землю; семечко прорастает, росток развивается; на нем появляется цветочная головка, а в ней вызревают семечки; семечки клюют птицы, и одна рассеянная птичка роняет семечко на землю… Такой круговорот в жизни растения. Или в жизни такого насекомого, как пчела; или птицы кукушки…
Книгу «Чудесные превращения» можно читать вслух старшим дошкольникам. А второкласснику и даже первокласснику, уже освоившему чтение, вполне по силам читать ее самостоятельно: шрифт в книге достаточно крупный. Каждый рассказ занимают одну страницу. И не обязательно читать все подряд: можно читать только те рассказы, что вызывали интерес. Но даже при таком способе чтения у читателя возникнет представление о том, что главным для любого живого существа на земле является произвести потомство, оставить после себя «семена».

Тему сезонных изменений в природе писатель и художник Сюзанна Риха разрабатывает во всех подробностях. У нее есть книги «Год в саду» (дневник садовода) и «Год в лесу» (виртуальные лесные прогулки, во время которых читатель знакомится с разнообразными лесными обитателями – животными и растениями – и узнает, как они меняются от сезона к сезону). Книгу «Выходи! Кто где живет» можно считать вводной книжной экскурсией в природу. В ней рассказывается не только о жизни диких животных и растений (таких, которых можно встретить поблизости от человеческого жилья), но и о сезонных заботах фермеров. Огромную информационную нагрузку несут иллюстрации, которые при желании можно рассматривать и отдельно от текста, ограничиваясь чтением сопровождающих их подписей. Такой вариант знакомства с книгой подходит для детей четырех-пяти лет. Ребенку постарше можно читать и тексты. Они недлинные, содержательные и в то же время понятные. А читать их можно не подряд, а выборочно.
Самостоятельно читать эту книгу ребенок сможет, скорее всего, только к концу начальной школы – в первую очередь, из-за мелкого шрифта.

Рассказы Юрия Коваля, собранные в этой книге, – своеобразная поэма в прозе, состоящая из «сезонных миниатюр». Каждая миниатюра – свой мотив, в котором изменения в природе переплетаются с ощущениями рассказчика. Эта книга дает читателю ощущение жизни природы через переживание. И слово «жизнь» здесь тождественно слову «красота». Иллюстрациями к книге служат кадры из одноименного анимационного сериала, созданного группой художников.
В силу образной сложности и необычности (в частности, в миниатюрах отсутствует сюжет в привычном смысле этого слова) книгу «Круглый год» лучше читать ребенку вслух или вместе с ребенком старше шести лет. Хорошо читающий ребенок с развитым поэтическим вкусом, скорее всего, сможет читать «Круглый год» самостоятельно к концу обучения в начальной школе.

«Календарь Линнеи» – это короткие зарисовки о природе, написанные от лица девятилетней девочки и представляющие как бы ее дневник. В каждый из месяцев Линнея наблюдает за изменениями в природе и находит себе разные полезные занятия. В книге замечательные иллюстрации ‒ нежные, спокойные, с выразительными подробностями: вот незабудка в гербарии, «мошка засушилась нечаянно»… И пусть у читателя нет загородного дома и даже крошечного садика на окраине города, эта книга вдохновляет на общение с природой. Возможно, после чтения «Календаря Линнеи» дети задумаются, как непросто живется в городе деревьям, мелким животным и птицам, и захотят им помочь.

Книга «Круглый год» посвящена сезонным изменениям в природе. В книге есть герой-рассказчик девочка Майя. Майя ‒ типичный «ботаник» и настоящий натуралист. По картинкам видно, что Майя в своих наблюдениях использует все органы чувств – не только смотрит, но и нюхает, слушает, берет в руки лягушек, кузнечиков, даже червяков (хотя у нее есть и слабости в виде аллергии на цветение!). Это, конечно, очень к ней располагает. Майя то и дело задает вопросы, на которые книга дает обстоятельнейшие ответы: что находится под корой дерева, откуда берутся шишки, что едят лягушки, что происходит внутри семечка, больно ли червяку, когда его насаживают на крючок, куда деваются опавшие листья – и т.п.
«Дневник» каждого времени года начинается с зарисовки сезонных изменений в жизни растений и животных. Потом следуют познавательные «прогулки», описание важных природных явлений и опытов. К опытам Майи читатель может присоединиться: в книге даны подробные инструкции, как следует их проводить.
Внимательный читатель обнаружит в книге и важные советы по поведению в природе: как вести себя, если увидишь змею; как облегчить боль от укуса жалящего насекомого; как собирать в лису ягоды, чтобы не отравиться. В целом после прочтения книги возникает ощущение, что ты побывал в увлекательнейшем путешествии: эффект возникает от разножанровости текстов (к примеру, каждая часть начинается стихотворением), легких по языку и при этом насыщенных по содержанию. И картинки такие же – занимательно-содержательные и не без юмора.
Книгу можно читать даже детям предшкольного возраста, а для кого-то из младших школьников она точно станет любимой.

Тема книги швейцарской писательницы Герды Мюллер – жизнь леса в разное время года. Но это лес, увиденный глазами детей. Изменения в природе наблюдают двое городских детей ‒ Оля и Денис, которые приезжают на каникулы к своему двоюродному брату Егору. Папа Егора – лесничий. И Егор становится как бы «проводником» брата и сестры. Он видит жизнь природы иначе, чем его городские кузены. Он умеет взаимодействовать с окружающим миром. Но и у него возникают вопросы. На все вопросы – заданные и еще не заданные – ребятам отвечает папа Егора, лесничий дядя Толя. Почему у деревьев осенью опадают листья, как деревья цветут (оказывается, цветут не только «цветы»), сколько они живут и как узнать возраст дерева; чем питаются в лесу разные звери, как заботятся о потомстве; какие «секреты» есть у насекомых и червей; что можно делать, гуляя по лесу, а что нельзя, – обо всем этом узнают Оля и Денис, открывающие для себя лесное царство, а вместе с ними – и читатель. Среди новых знаний ‒ и то, что люди не всегда думают о своих «соседях» в природе. По вине людей загрязняется воздух и выпадают кислотные дожди (объясняется, что это такое). Это опасно для животных, для всей лесной экосистемы.
В книге есть приложение с короткими справками по разным «лесным вопросам», со схемами и рисунками, а также что-то вроде краткого определителя животных и растений. Особо стоит сказать об иллюстрациях: с одной стороны, они натуралистичны и точны в биологическом смысле, а с другой стороны, изящны, живописны и даже романтичны.
Эту книгу можно читать и рассматривать с детьми старше шести лет. А хорошо читающий восьмилетка, которому интересна жизнь природы, сможет осилить ее и сам.

В книге «Год в лесу» четыре части: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». В каждой из них читатель словно проживает в лесу целые сутки, наблюдая, как меняются освещение и звуковая гамма леса, как просыпаются и охотятся звери, как рождаются птенцы и сосут молоко медвежата. На всех разворотах рядом с текстом присутствует иллюстрация Георгия Никольского ‒ настоящие живописные картины, разглядывание которых поможет ребенку еще лучше понять и почувствовать лесную жизнь. Художник сумел придать каждому животному особую, индивидуальную характеристику, показать пугливость зайца и заботливость глухарки. Эта книга ‒ пример высочайшей полиграфической культуры, ее отличают великолепное качество иллюстраций, изящное тиснение обложки. В книге также есть четыре разноцветных ленточки-закладки. Чтение «Года в лесу» станет для ребенка прекрасным упражнением в развитии внимания и поможет ему научиться созерцательности.

Художник и писатель Петр Багин создал рисованный календарь природы для детей. Книга имеет подзаголовок: «Зима. Весна. Лето. Осень». Каждому из 12 месяцев посвящен отдельный разворот: богатая, зоологически точная, красивая иллюстрация и небольшой текст о том, что происходит в среднерусском лесу в этом месяце. Текст не просто описывает изображение, но и уточняет многие детали, касающиеся, например, взаимоотношений животных и их повадок. В конце книги приведены специальные тематические развороты, посвященные гнездам и норам, птицам, бабочкам, насекомым.

Имя Виталия Бианки давно стало своеобразным знаком качества в детской литературе о природе. В этом издании собраны рассказы знаменитого писателя-натуралиста, посвященные насекомым. Это сам «Репортаж со стадиона “Жукамо”», давший название всему сборнику; «Метельки, или Тысяча и один день однодневок», «Стрекоза и муравей», «Паучок-пилот» и «Первая охота».
Художник Елена Нецкая – не просто иллюстратор, но и полноценный соавтор издания. Ее рисунки сохраняют необходимую для детей степень условности и при этом создают достаточно точный образ каждого маленького существа, о котором идет речь в книге.

Три книги «Приключений муравья Ферды» с авторскими иллюстрациями – классика чешской литературы. Чехи познакомились с героями книги еще в 1936 году, а советские дети узнали о них чуть позже, но полюбили не меньше. И было за что: захватывающий приключенческий сюжет разворачивается в мире крошечных насекомых, который привлекает многих детей. Ведь муравьи очень похожи на людей: у них есть сложно устроенное жилище, они заботятся о потомстве, ведут войны, много работают и даже путешествуют. Есть в книге и «любовная линия» с непростым развитием: муравей Ферда влюблен в божью коровку. При этом с «научной точки зрения» муравьиная история вполне достоверно описывает жизнь насекомых и может стать увлекательным путеводителем по необычному микромиру.

Книга рижского писателя Яна Ларри была создана еще в 1930 годы и с тех пор многократно переиздавалась. Многие биологи и энтомологи называют «Приключения Карика и Вали» в числе тех книг, которые повлияли на их профессиональный выбор. Например, известный популяризатор науки Ася Казанцева так охарактеризовала свою любимую детскую книжку: «Это книга, во-первых, о том, какой сложный мир находится у нас под носом, а во-вторых, о том, что владение знаниями позволит не пропасть (и комфортно себя чувствовать) в любой ситуации».
Карик (полное имя Оскар) и его сестра Валя случайно выпивают волшебную жидкость профессора Енотова и неожиданно уменьшаются в размерах, становятся совсем крошечными. Улетев на стрекозе за десять километров от дома, они предпринимают попытки вернуться, но сделать это совсем непросто. Книга переполнена наставительно-обучающими монологами профессора, который тоже уменьшился и отправился на помощь ребятам. Он подробно рассказывает об образе жизни насекомых, членистоногих и других крошечных обитателей земли.
Читать эту книгу будет интересно детям не младше 7 лет.

Книга Анне Мёллер имеет подзаголовок «Как насекомые заботятся о своем потомстве» и послесловие, которое озаглавлено «От наблюдения к книге». В нем автор рассказывает о том, как однажды ей довелось наблюдать «работу» грушевого долгоносика и как поразило ее трудолюбие и упорство крошечного насекомого. Из этого наблюдения и выросла книга, посвященная всевозможным «жилищам» насекомых. На 30 страниц автор рассказывает и показывает с помощью подробнейших рисунков «комнату из листьев роз» для пчелы-листореза, «глиняный горшок» гончарной осы, шарик жука-навозника.
Книга Анне Мёллер наверняка заинтересует детей старше 5 лет.

Это небольшая, но очень красивая и познавательная детская энциклопедия жуков – самого многочисленного и разнообразного вида на планете. Каждый разворот посвящен одной из «жучьих» тем: как устроен жук, что и как он чувствует, чем питается, как маскируется. Все жуки изображены в двух масштабах: в центре страницы – крупный цветной рисунок, позволяющий рассмотреть мельчайшие детали, а рядом – силуэтная прорисовка в «настоящий» размер, чтобы читатель смог соотнести жука с другими известными ему предметами или животными.
Научная информация в книге адаптирована для детей старше 5 лет.

Современный петербургский писатель и музыкант Константин Арбенин известен многим родителям как солист рок-группы «Зимовье зверей». Его сказочная повесть «Тараканьими тропами» ‒ это необычная история взросления маленького Таракашки, который вместе со своим старшим другом Клоп Клопычем отправляется в путешествие под диван. Там они встречают самых разных персонажей, каждый из которых что-то меняет в картине мира юного героя. Естественно, все кончается хорошо, и герой возвращается повзрослевшим, с почетом и славой. Самое необычное в этой книге – возможность взглянуть на человека и его жилище с «тараканьей точки зрения», попытаться представить себя в другой системе измерений.

Внутри своих текстов Виталий Бианки существует в двух ипостасях – сказочника и натуралиста. Вроде бы, все его персонажи наделены человеческой речью и «человеческим разумением». Но Бианки-натуралист с его «натуралистической оптикой» всегда перевешивает тут Бианки-сказочника.
«Как муравьишка домой спешил» – история, рассказанная в первую очередь натуралистом. В ней описаны разные существа (которые и для взрослого вполне могут оказаться неизвестными), способы их передвижения и даже некоторые особенности «муравьиной природы». Все, к кому муравей обращается за помощью, слегка его побаиваются, потому что знают: муравьи сильно кусаются. И у муравья, даже в тот момент, когда ему помогают, то и дело возникает желание своего помощника укусить – например, потому что тот медленно двигается или раздражает его своим способом передвижения. И в конце концов он все-таки кусает гусеницу-листовертку: причем не просто кусает, а кидается на нее и кусает. То есть муравья невозможно воспринимать как обычного «подсахаренного» сказочного персонажа. Тем не менее, автор ему явно симпатизирует – как сказочник, а не как натуралист. И даже позволяет себе некоторые «нежности»: называет его не муравей, а муравьишка. Говорит, что он ушиб ножки, а не ноги. Ножки болят. Муравей боится неизвестности. Муравей боится остаться ночью вне родного муравейника, то есть вне дома. И читатель, с подачи автора, жалеет муравьишку.
При всей натуралистичности текста, иллюстрации Льва Токмакова совершенно сказочные и сдвигают возрастную адресацию книги в более младший возраст. Это, тем не менее, не лишает книгу ее общего познавательного смысла.

Бабочка – еще одно насекомое, которому посвящена отдельная книга многотомной энциклопедии о животных издателя Георгия Гупало. В книге собраны самые важные и интересные факты о бабочках. Бабочки – существа, проживающие «четыре жизни», и в разных своих ипостасях бабочка совсем не похожа на то удивительное существо с «легкими крылышками», которое вдохновило поэтов на создание образа эльфов. И сколько удивительных особенностей у этого насекомого – от способа питания до «распорядка дня». Некоторые бабочки любят отведать навоз и гнилые фрукты. А спать эти насекомые вообще не умеют. Как бабочка слышит, как видит, как устроены ее крылья, как она летает, как спасается от врагов – все это узнает читатель из книги Елизаветы Зориной. В конце книги собраны отдельные удивительные сведения, связанные с бабочками: различные приметы, поверья, рекорды, установленные представителями этого вида животных. Здесь же имеется список литературы (где еще можно почитать именно о бабочках) и список научно-познавательных фильмов (что можно посмотреть на тему «Бабочки»).

Книгу «Я белый медведь» можно считать частью «многотомной» энциклопедии о животных, придуманной издателем Георгием Гупало. Здесь белый медведь (с помощью автора Александра Архангельского) сообщает о себе много интересного: сколько он весит и каких достигает размеров, что ест и как охотится, как медведица воспитывает медвежат. Раскрывает он и некоторые из своих «анатомических» секретов: слой жира у медведя, оказывается, достигает 10 см, снаружи ‒ водоотталкивающая шкура, под шкурой – подшерсток, а кожа у белого медведя черная!
Главное место на каждом развороте занимает картинка (художник позволяет себе немного отклоняться от реалистической традиции, но удерживается от карикатурности). Текста на каждой странице немного, и его без особых сложностей одолеет читающий второклассник. А если ребенок недавно начал читать, то может ограничиться отдельными фактами, вынесенными на поля: там текст крупнее, и его совсем немного: по одному предложению, вытянутому вдоль картинки.
После рассказа от лица медведя в книге приводятся любопытные факты о медведях: об их происхождении, о связанных с ними верованиях северных народов, о медвежьем рационе и о том, что белые медведи не поддаются дрессировке. А в самом конце читателю сообщают, что еще можно почитать о белых медведях – и из художественных, и из научно-популярных книг. И даже какие существуют фильмы и мультфильмы, персонажами которых являются белые медведи.
Так что книга «Я белый медведь» может еще и служить для детей образцом того, как должна быть оформлена научная работа.

Книгу «Я муравей» можно считать частью «многотомной» энциклопедии о животных, придуманной издателем Георгием Гупало. Так же как в книге «Я белый медведь» (и других книгах этой серии) повествование ведется от имени муравья, который делится с читателем особенностями и секретами своей муравьиной жизни. Хотя сведения, которые читатель узнает из книги, носят научный характер, у муравья, от имени которого говорит Ксения Лученко, есть свой характер. Муравей у нее получился с ярко выраженной индивидуальностью. В этом есть некоторое отклонение от «научного объективизма», но зато такой муравей вызывает личную симпатию у читателя, к такому муравью возникает особое доверие. А в задачу книг многотомной энциклопедии Георгия Гупало входит не только научное просвещение, но и развитие экологического мышления. Тут без эмоций не обойтись.
Книга про муравья, как и книги о других животных из этого проекта, окажется несложным чтением для детей, которым интересен мир животных и которые уже неплохо читают. А для тех, кто недавно освоил букварь, доступны подписи под картинками, представляющие отдельные важные и интересные факты, связанные с муравьями.
Картинки в книге далеки от натуралистических рисунков, в них много сказочного и «человеческого». Но они не вступают в конфликт с содержанием текстов: и иллюстрируют научный факт, и работают на создание «очеловеченного» образа героя-муравья. Особенности иллюстраций и характер текста позволяет снизить возрастной адрес книги. Рассматривать ее и знакомиться с отдельными фактами из жизни муравьев можно даже с детьми пяти лет, а то и младше.

Из этой книги читатель с удивлением узнает, что животные могут очень неожиданно использовать разные части своего тела: слушать ногами, смотреть по сторонам ушами, отбрасывать свой собственный хвост.
На одном из разворотов книги крупно изображены хвосты разных животных, и ребенок может сам попробовать угадать, каким зверям принадлежат эти хвосты и как они их используют. На следующем развороте животные нарисованы полностью, а рядом немного текста в качестве пояснения. А в конце книги можно найти подробную и чуть более «научную» информацию о каждом из представленных в ней животных.
Фантазия природы безгранична, и факты из зоологии часто похожи на выдумки и небылицы, которые, так же как и загадки, очень любят дети. Оказывается, у полевого сверчка уши находятся на сгибах лапок – получается, что он слышит ногами. Лапки самца голубоногой олуши ярко-синего цвета, и он, танцуя, привлекает самку ногами. Ноги шимпанзе похожи на руки (большой палец противостоит остальным) – так что для этих обезьян вполне естественно держать пищу ногами.
Эта необычная и талантливо сделанная книга о животных имеет довольно широкую возрастную адресацию. С малышами от двух лет можно рассматривать картинки, которые представляют собой очень красивые разнофактурные аппликации; с дошкольниками – разгадывать загадки: какому животному принадлежит та или иная часть тела и как она используется; с младшими школьниками – изучать «научные» статьи о животных в конце книги.

Книга Николая Сладкова «Земноводные» посвящена жабам, лягушкам и тритонам – существам, частенько вызывающим брезгливость у взрослых и огромный интерес у детей. Мир этих существ невероятно разнообразен: есть лягушки-водоносы, впитывающие в себя воду, есть летающие лягушки с перепонками на лапках, планирующие с дерево на дерево, есть жабы-хамелеоны, меняющие цвет. Есть даже волосатые лягушки! «Устроены» лягушки сложно, «умно» и порой неожиданно: например, язык у них прикреплен к челюсти передним концом и потому может выбрасываться далеко вперед, а добычу в горло они проталкивают глазами.
А уж способ производить потомство и стадии развития икринки в лягушонка – настоящий наглядный «урок» эволюции.
В книге Николая Сладкова, казалось бы, нет никаких «художественных» историй. Но создается впечатление, что каждая короткая главка книги – приключенческий рассказик. Короткий, на страничку – так что ребенку совсем не сложно одолеть такой объем текста. А язык повествования – прямо-таки прозрачный. Фактов много, факты поразительные, но от избытка терминов текст совсем не страдает. И, конечно, важны картинки – точные, понятные и большие: можно рассматривать животных во всех подробностях и в разные моменты их жизни.
Если ребенок увлекается миром животных и уже неплохо читает, можно предложить ему эту книгу для самостоятельного чтения. Но она подходит и для чтения вслух старшим дошкольникам. Если, конечно, взрослому любопытно «нырнуть» в лягушачий мир.

Олень – интересное и необычное животное, отлично приспособленное для жизни в суровых условиях холодного климата, при которых по полгода нет солнца и сложно добывать пищу. Однако «зоология» в книге легкая, чисто описательная: нам рассказывают об образе жизни животного, о его повадках и «хитрых» физиологических приспособлениях; о том, как люди пасут оленей, каких оленей можно запрягать в упряжки, и что это за «вид транспорта»; объясняют, для чего оленю рога (оказывается, не только для того, чтобы защищаться от врагов, но и чтобы защищать найденную зимой еду от сородичей), и куда они деваются, если сотни оленей сбрасывают их каждый год.
В последней главке книги «Олений десант» рассказывается об участии оленей в Великой Отечественной войне – о том, как использовались олени и оленьи упряжки в битве за Север. И заканчивается оно на красивой, высокой ноте: «В городе Салехарде благодарные люди поставили оленю памятник». Повествование четко соответствует заявленному адресату – ребенку в возрасте начальной школы.
Но шестилеткам и даже пятилеткам книгу об оленях тоже можно прочитать. Ведь они уже знакомы с северным оленем по «Снежной королеве» Андерсена. Правда, сказочный олень сильно отличается от оленя реального. Но это хорошее упражнение для сопоставления образов.

Дети любят узнавать про «самое-самое». Этот интерес обретает особо выраженную форму примерно к шести годам, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими. И примерно в это время дети с удовольствием воспринимают информацию о «конкуренции» в мире животных. Им нравится узнавать, кто из животных «самый-самый».
О «достижениях» разных животных, об их невероятных возможностях и способах поведения четко, точно, в соответствии с самыми строгими биологическими требованиями и рассказывает книга «Животные-рекордсмены».
Факты представлены в виде емких, законченных мини-рассказиков. Книгу можно читать «насквозь», как целостное повествование. А можно «обчитывать» местами, открывая на любой странице. Виртуозные по краткости и содержательности тексты расположены под картинками, на которых животное нарисовано узнаваемо, в подробностях – и в движении. Читатель узнает и названия некоторых крупных классификационных групп: рептилии, амфибии, насекомые, пауки (пауки – не насекомые). Но это не главное. Главное – чувство бесконечного удивления перед разнообразием, многослойностью и фантастичностью животного мира, возникающее в процессе погружения в книгу.
Самостоятельными читателями могут быть дети от семи-девяти лет. Шрифт не крупный, но расположен он на белом фоне. Текст под картинкой короткий. Поэтому при чтении дети не будут испытывать «технических» трудностей. Ну а только еще осваивающему азы чтения шестилетке эту книгу стоит почитать вслух. Возможно – не подряд и не полностью, только для того, чтобы создать стимул к самостоятельному чтению.

Книга орнитолога Владимира Бабенко посвящена птицам семейства врановых: это не только всем известные ворон и ворона, но и грач, сойка, галка. Всего в книге рассказывается про одиннадцать разных птиц, описаны их гнезда и перья, повадки и особенности питания. Немало внимания уделено и теме ворон в сказках и мифах. Как и в другой своей книге, посвященной совам, Владимир Бабенко в первую очередь рассказывает о птицах, живущих на территории России.
Книга прекрасно оформлена. Рисунки Натальи Габеевой невероятно интересно рассматривать и детям, и взрослым: здесь есть и орнитологическая достоверность, и характерность, и среда, в которой обитают птицы.

Каждая книга серии «AnimalBooks. Занимательная зоология» посвящена одному из представителей животного мира и написана известной медиа-персоной. Книгу о пингвине написал Дмитрий Крылов – журналист-путешественник, ведущий телевизионной передачи «Непутевые заметки». Как и все книги серии, она написана от первого лица. Пингвинье «лицо» довольно самоуверенно, горделиво и высокомерно. И от этого выглядит очень смешным и забавным. «Я пингвин – венец творения нашей матери Природы. Ничего более совершенного, изящного и утонченного она так и не создала!»
В книге тринадцать тематических разворотов, где помимо основного текста представлены разнообразные факты о пингвинах. Например, на развороте «Где мы живем» можно узнать, что пингвины живут не только в Антарктиде, но и на южноамериканских островах, и в Австралии, и в Африке. Здесь же сообщается о продолжительности жизни пингвинов, об особенностях их обитания в зоопарках.
Среди разворотов, посвященных питанию, размножению, способам передвижения, повадкам пингвина, особого внимания заслуживает последняя тема – «Что читать, что смотреть», где рассказывается о детских книгах и фильмах, посвященных этим замечательным птицам.

Илья Колмановский, журналист, редактор, ученый, экскурсовод, школьный учитель, известен многим детям и родителям как ведущий детского научно-популярного онлайн-проекта «Карманный ученый». Издательство «Розовый жираф» затеяло выпуск одноименной книжной серии, построенной по тому же принципу ‒ поиск ответа на один-единственный вопрос. И оказалось, что для того, чтобы понять, почему птицы не падают, надо изучить анатомию птиц, выяснить их происхождение, разобраться в устройстве пера…
Книгу оформила Алина Рубан. Ее рисунки чрезвычайно информативны: разглядывающий их ребенок легко поймет и хорошо запомнит, почему у птиц нет зубов, зачем им нужны такие разные клювы и почему самый быстрый в России поезд называется «Сапсан».

 «Год с воробьями» — доходчивое и несложное пособие по начальной орнитологии: вот так воробьи устраивают гнездо, вот так выглядят их птенцы, такой пищей их вскармливают родители. Осень воробьишки встречают вот так, это время, когда они «нагуливают бока» перед холодной зимой. Зима – сложное время года, но воробьи умеют находить себе пищу и согреваться во сне: тут им помогает стайный образ жизни. И, конечно, маленьких птичек, как любых других, подстерегают опасности.
Однако все эти «энциклопедические сведения» сообщаются на примере «отдельно взятого» воробьиного семейства. Тем не менее, драматическая составляющая не перешивает познавательную. Это просто «увеличительный» фрагмент жизни типичного воробьиного семейства и в типичных обстоятельствах.
Картинка биологически точные, сообщающие нужные подробности о внешнем виде птичек, об их гнезде, птенцах, характерных движениях. 
Подходит она и для самостоятельного чтения: если ребенок уже начал читать книги и ему интересно читать про природу, то «Год с воробьями» будет очень кстати.

 «Кто живет у нас на даче. Птицы» – самый настоящий определитель птиц, только рассчитанный на детское восприятие. Дословно его название переводится с английского как «Моя первая книга о птицах, живущих в саду».
Наблюдать за тем, как животные кормятся, детям всегда очень интересно, потому что здесь много движения, проявляются индивидуальные характеры животных и общие их особенности, которые можно легко заметить и даже выразить в словах.
Этот ход и предлагают Майк Анвин и Сара Уиттли, авторы книги «Кто живет у нас на даче». Обычно мы устраиваем кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать. А летняя кормушка – это своеобразная биологическая мини-станция для наблюдений. Если вам не жалко потратить время на обустройство «станции наблюдений», если вам самим это интересно, тогда и книга о птицах вам пригодится. Потому что интерес к птицам, к их поведению и различению – это все-таки специфический интерес. Если ребенок такой интерес проявляет, он, скорее всего, позже будет увлекаться биологией.
Рассказ о каждой птичке разбит на две части. Первая часть – «загадка». Она начинается словами «Угадай кто?».
Каждая птичка в книге нарисована крупно и в движении. Авторы не просто описывают внешний вид синицы или малиновки, но и рассказывают о характерных для нее движениях и позах, о способах добывания пищи. В конце есть «Птичий словарик», где объясняются использованные «термины»: например, кормушка – это «коробочка или дощечка, расположенная под крышей, с семенами и орехами для птиц». А на самой последней странице – рисованный «перечень» всех птиц, описанных в книге, т.е. настоящий определитель. Этот перечень одновременно служит и оглавлением.

Фотограф-натуралист Николай Шпиленок много лет посвятил изучению образа жизни и повадок аистов. «Аистиная книга» получилась в лучших традициях качественных фотоальбомов, с крупными птичьими «портретами» и сценками из жизни, напечатанными на плотной мелованной бумаге. Речь здесь идет сразу о двух видах аистов – знакомом всем белом и крайне редком черном, поэтому дизайнеры сделали «книгу-перевертыш» – по половине на каждую птицу, с разными обложками с обеих сторон альбома.
Все фотографии снабжены короткими авторскими комментариями, которые написаны простым и доступным детям языком. Одни из самых «вкусных» литературных зарисовок – экскурс в историю и легенды об аистах.
«Расшифровки» иллюстраций порой бывают неожиданны. Вот семья аистов сидит в гнезде, устроенном в развилке старого разлапистого дерева. А рядом – фото каркаса гнезда: как оно выглядело весной, до прилета хозяев из Африки и новоселья. И следом автор дает инструкцию, как помочь аистам соорудить надежный и удобный домик – выбрать правильное место у водоема, найти подходящее дерево-опору, приладить платформу. Кстати, огромное гнездо белых аистов служит жильем и для мелких воробьев, которые успешно выводят там своих птенцов.
В середине книги, «на стыке» двух ее половин — познавательная глава про птиц вообще, из которой можно узнать много интересного. Например, почему птичий скелет – самый легкий, зачем нужны перья разных видов, и как по-особому дышат птицы в полете.