·   8-(813)-69-2-25-73 email: secretary@sch1.edu.sbor.net

ПРОЕКТЫ

" Зал Дружбы народов"

Социальный проект

МБОУ «СОШ № 1»

города Сосновый Бор

«ЗАЛ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

 


Основные разделы экспозиции:

  1. История создания проекта «Наша радуга».
  2. Национальные костюмы.
  3. Предметы быта, сувениры, подарки.
  4. История Соснового Бора.
  5. История Островца.
  6. История Ленинградской АЭС и Белорусской АЭС.История побратимских отношений между г. Сосновый Бор и г. Островец. История дружбы МБОУ «СОШ №1» и Гимназии №1.

Разработчики проекта

Абрамова Елена Павловна, учитель школы, руководитель музейного комплекса школы;

Гаврилюк Анна Владимировна, учитель истории школы.


Члены музейного актива:

учащиеся школы 5-8 классов.

О ``Зале Дружбы Народов``

Музейные материалы размещены по определенному, разработанному плану, в исторической последовательности. Первая часть экспозиции посвящена школьному проекту «Наша школьная радуга». В данной части можно увидеть сувениры с фестиваля, предметы быта, повседневной жизни рассказывающие о традициях разных национальностей, представители которых учатся в нашей школе. В следующей части экспозиции представлены национальные костюмы. Заключительная часть экспозиции рассказывает о развитии побратимских отношений между нашей школой и гимназией №1 г. Островец.

Посмотрев экспозиции, посетители музея увидят не только предметы, имеющиеся в ней, но и узнают о тех исторических событиях, явлениях, о которых они рассказывают. При создании экспозиций используется наглядность, доступность, убедительность, эмоциональность, что дает учащимся возможность получить более полное представление о процессе формирования дружеских и побратимских отношений представителей разных народов в г. Сосновый Бор и в стенах школы. Материалы экспозиций доступны для учащихся, яркие, вызывают интерес к истории страны и края, культуре различных народов, даны в сопоставлении с прошлым, с событиями всей страны и края, показаны в развитии. Тексты, представленные в экспозиции, содержательны, доступны.

К открытию зала силами актива музея было подготовлено мероприятие «Белорусская и Ленинградская Хатынь».

«Многонациональная школа в диалоге культур»

XXI век – век межкультурной интеграции. В связи с этим перед школой встает задача подготовки учащихся (будущих специалистов) к культурному, профессиональному и личному общению с представителями разных стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Реализация поликультурного образования требует от школы быть посредником между культурами разных народов, организатором межкультурной коммуникации. Это большая и сложная работа, для которой необходимо соответствующее методологическое и технологическое обеспечение. Именно поэтому, проектируя концепцию школы, прежде всего необходимо определить ведущую идею, которая в свою очередь определяет   направление и характер школьных инновационных преобразований. В поисках такой идеи педагогический коллектив МБОУ «СОШ №1» обратился к положению М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия, и воздействующем на других. Эти положения в дальнейшем были использованы С. В. Библером и другими учеными при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимодействия личностей — культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Исходя из этих положений, мы определили ведущую идею обучения в контексте диалога культур, которая состоит в построении образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры.

Таким образом, нами была выбрана концепция школы: «Многонациональная школа в диалоге культур».

Диалог культур как ведущий методологический принцип объединяет все составляющие работы нашей школы, представленные на рисунке 1. Методологический подход, основанный на диалоге культур, имеет очень широкий диапазон использования — от содержания образования до технологий обучения на любом предмете. Именно поэтому, представляемая нами концепция «Многонациональная школа в диалоге культур» включает в себя разработки по самым разным направлениям, но объединяет их одно – использование диалогического подхода для организации межкультурных коммуникаций.

Проведенные социологические исследования в октябре 2013 года, апреле и октябре 2014 года показали, что количество обучающихся разных национальностей в школе возрастает с каждым годом. (Для сравнения: в 2013 году – 12, 4 %, в 2014 году – 16, 7 %). По данным этих исследований были выявлены народности, населяющие нашу школьную многонациональную семью. Среди них: татары, украинцы, белорусы, башкиры, армяне, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, коми, узбеки, таджики, лезгины, молдаване, киргизы, казахи, мордва – эрзя, эстонцы.

В нашей школе, где проживают представители 18 национальностей, у педагогов нет иного выхода, кроме как проводить политику многокультурности (поликультурности) основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей.

Перед школой стоит множество проблем: совершенствование содержания и организации поликультурного образования, определение компонентного состава педагогической деятельности, наиболее эффективно влияющего на достижение цели, повышение уровня профессионального развития учителей, совершенствование учебной базы.

В такой ситуации основной целью воспитательного и образовательного процесса в школе становится формирование поликультурной личности. Таким образом, выпускник нашей школы — это высокообразованный, самодостаточный, способный сделать осознанный выбор гуманистических культурных ценностей, признающий право каждого человека на культурное самоопределение, представляющий интересы определенной культурной группы и в то же время являющийся патриотом своей страны и гражданином мира, т.е. принимающий активное участие в решении глобальных проблем и осознающий ответственность за судьбу планеты… Это личность, которая рассматривает разнообразие культур как источник самообразования и самосовершенствования.

Конкретизируем цели обучения и воспитания в МБОУ «СОШ № 1» в 2014-2015 учебном году в рамках поликультурного образования и воспитания:

— формировать у учащихся гуманистическую систему ценностей, отражающих реалии современного мира;

— дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества в многокультурном мире;

— формировать личностные качества учащегося, необходимые ему при вхождении в иную культуру, а также навыки и умения толерантного поведения в многокультурном обществе.

Основными задачами поликультурного образования и воспитания педагогический коллектив школы определил:

— формирование планетарного мировоззрения; ориентация личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, высшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу;

 глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

— воспитание позитивного отношения к культурным различиям, миролюбия и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям;

— культивирование уважительного отношения к людям, представляющим различные культуры, к их языку, социальным ценностям;

— развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание учащихся в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального долга;

— формирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма;

— воспитание веротерпимости, обучение способам мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.

Сегодня в школе имеются определенные наработки в области применения би- и полилингвизма, разработаны программы обучения детей – билингвов, в области этнокультурного компонента, использования пространства воспитательной работы и внеурочной деятельности.

Поликультурное образование сегодня — это огромный пласт, до конца еще не изученный. Среди направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:

— формировании поликультурной компетенции младших школьников,

— поликультурное образование в деятельности классного руководителя,

— диалоговое обучение,

— формировании межличностного общения у подростков,

— поликультурная направленность гражданского воспитания,

— поликультурное образование на уроках естественно научного цикла и др.

Какие формы и методы работы используют педагоги школы?

Технологии поликультурного образования и воспитания — это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами поликультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий.

Первый тип — это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др.

Огромное количество бесед, тематических классных часов было подготовлено и проведено педагогами нашей школы в рамках проекта «Наша школьная радуга».

Второй тип технологий — это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учетом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии.

В каждом классе прошел классный час – ролевая игра с приглашением родителей «Моя многокультурная семья», в рамках которой подростки на примере близких, родственников пришли к осознанию того, что каждый человек является носителем нескольких субкультур (этнической, религиозной, половозрастной, социальной). Это существенно обогатило их поликультурный кругозор.

Организация дискуссии в старших классах на тему «Стереотипы и предрассудки» помогла осознать опасность негативных стереотипов в общении людей, представляющих разные культуры и субкультуры, дала учащимся возможность прийти к выводу о том, что отрицательные качества человека не связаны с его принадлежностью к той или иной культуре.

Ярким примером коллективного творческого дела стало участие каждого класса школы в фестивале Дружбы (декабрь 2014).

Огромную действенную помощь в подготовке и проведении нашего проекта оказал наш школьный Музей, являющийся мощным средством формирования поликультурности учащихся, сохраняющий национальные культурные традиции.

Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся.

Итог превзошёл все ожидания: наши дети поняли и приняли -ценность в том, что мы разные.

         Как написал в своем стихотворении современный поэт Игорь Желнов: «Примите нас разными как цвета долгожданной радуги…»

Именно поэтому главный проект 1 полугодия 2014 – 2015 года получил название «Наша школьная радуга».

 

Лучший проект в сфере гармонизации межнациональных отношений

1 сентября 2018 года Дом дружбы Ленинградской области объявил творческий конкурс на лучший проект в сфере гармонизации межнациональных отношений.


Конкурс проводился с целью развития национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области; укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия; выявления лучших практик и проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, поддержки творческих этносоциальных проектов, реализация которых способствует укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.


Конкурсная комиссия рассмотрела 30 заявок. Участие в конкурсе приняли национально-культурные общественные организации региона (Марийская областная национально-культурная автономия «Ший корно», Фонд развития российско-белорусского сотрудничества «Белые Росы», Чувашское культурное общество Ленинградской области, Еврейская областная национально-культурная автономия, Гатчинская организация ингерманландских финнов «Инкери сеура», Межрегиональная общественная организация «Карельское содружество»), а также школы, районные Дома дружбы и библиотеки, городские и сельские Дома культуры Всеволожского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Сланцевского, Тосненского, Гатчинского, Бокситогорского, Лодейнопольского, Призерского муниципальных районов и г. Сосновый Бор.


В ТОП-10 лучших проектов вошли:

1. Благотворительный фонд социальных, культурных и досуговых проектов «Забота Детям» (Всеволожский район) с проектом «Поезд дружбы»

2. Детский сад №1 г. Приозерска с проектом «Народы России и их традиции»

3. Еврейская областная национально-культурная автономия с проектом обучающих семинаров

4. Кировская гимназия им. Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова с проектом «Творчество. Согласие. Свирель»

5. «Киришский Дворец детского (юношеского) творчества имени Л.Н. Маклаковой» с проектом «Объединим сердца чудесной нитью кружевной»

6. Лодейнопольский центр ремесел с проектом «От старинных сарафанов до …»

7. Марийская НКА «Ший корно» с проектом «Праздник печки – «Конга пайрем»

8. ОО «Карельское содружество» с проектом «Карельская этно-туристическая тропа Ленинградской области: возрождение традиций»

9. Общественная организация ветеранов боевых действий Киришского района «Военвет» с проектом «Пусть не будет войны никогда!»

10. Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сосновый Бор с проектом «Зал Дружбы народов школьного краеведческого музея»


Диплом III степени и премию в размере 50 тысяч рублей получил благотворительный фонд социальных, культурных и досуговых проектов «Забота Детям» (Всеволожский район), работающий с многодетными и кризисными семьями за проект «Поезд дружбы – Мы разные, но мы вместе!».


Диплом II степени и премию в размере 100 тысяч рублей вручили Общественной организации ветеранов боевых действий Киришского района «ВоенВет» — за интерактивный выставочный проект «Пусть не будет войны никогда!».


Победителем конкурса признан проект Средней общеобразовательной школы №1 г. Сосновый Бор — «Зал Дружбы народов школьного краеведческого музея». Им был вручен Диплом I степени и премия в размере 150 тысяч рублей.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проект направлен на реализацию одной из стратегических задач, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному собранию: обеспечить устойчивость и стабильность в нашей огромной многонациональной стране с многообразием культур, с памятью об исторических разломах и труднейших испытаниях, которые выпали на долю России. 

Основная идея и практическая направленность проекта состоит в том, чтобы через систему взаимосвязанных учебно-воспитательных, исследовательских, просветительских мероприятий и проектов, а также практических акций содействовать формированию культуры межнациональных отношений в образовательной организации и в регионе, выработать модель поведения учащихся в многонациональной среде используя для этого воспитательный потенциал музейного центра.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор на территории Ленинградской области является уникальным музейным центром, в котором силами учащихся, их родителей и сотрудников школы собрана уникальная экспозиция, представляющая культуру и традиции представителей тех национальностей, представители которых учатся в школе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

  1. Содействовать формированию культуры межнациональных отношений в многонациональном регионе, укреплению единства, сплоченности и сотрудничества, развитие гражданской активности совместно проживающих представителей разных народов.
  2. Сохранение и продвижение традиционного наследия народов и национальностей, представители которых учатся в нашей школе (19 национальностей) в форме сувениров, предметов быта, аудио- и видеозаписей на базе музейного центра.

Задачи:

  1. Организовать на базе музейного центра «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор» просветительскую работу для педагогов, учащихся и их родителей по вопросам гармонизации межнациональных отношений.
  2. Организовать работу волонтеров для пополнения коллекции музея в сфере межнациональных отношений.
  3. Обобщить опыт формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе Ленинградской области.
  4. Организовать в городе Сосновый Бор информационное обеспечение по предстоящей просветительской культурной программе проекта «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор».
  5. Ежегодно проводить фестиваль «Наша школьная радуга» для учащихся средних образовательных учреждений г. Сосновый Бор и Ленинградской области.

Мероприятия школы по гармонизации межнациональных отношений на базе музейного центра «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1»:

— викторины «Что вы знаете о национальных играх?»; «Что вы знаете о национальных костюмах?»; «Что вы знаете о главных национальных праздниках?»;

— цикл бесед «Школа национального этикета»;

— просмотр детских фильмов, мультипликационных фильмов с последующем их обсуждением в рамках «Декады национальной культуры народов России» — день национального кино — «На экране национальная классика»;

— демонстрация национальных костюмов, беседы на соответствующую тему «Традиции и обряды народов России», посвященные Дню народного единства;

— виртуальные образовательные экскурсии: посещение столиц и самых интересных исторических и культурных мест, национальных музеев, национальных театров в рамках «Декады национальной культуры народов России»;

— ознакомление с национальными музыкальными инструментами прослушивание музыки, песен того или иного народа «Национальная музыка». Мастер-класс «Национальные инструменты»;

— ознакомление с правилами, традициями, особенностями приготовления национальных блюд народов России. Мастер-класс «Любимое блюдо моего народа»;

— выставка-экспозиция предметов народного быта «Национальный быт и старинные ремесла»;

— цикл бесед или театрализованное представление «Великие люди народов России», «Кто мы, живущие в России?»;

— постановка национальных танцев с соблюдением традиций и культурных особенностей народов России;

— литературно-музыкальная композиция «Мифы и легенды народов России»;

— этнокультурный тренинг, имеющий целью помочь эффективно общаться, жить, учиться и работать в поликультурной среде «Мы – вместе!» совместно с волонтерами общественной организации «Наш выбор»;

Таким образом, в работе зала запланирована проведение систематической целенаправленной работы по изучению культуры и истории национальностей, представители которых обучаются в школе.  В нее будут вовлечены члены актива музея, ученики 5-11 классов школы. Учащиеся школы уже к открытию зала стали авторами исследовательских краеведческих работ: Федотова Карина (7 класс) — «Кукла-мотанка», Киселева Софья (4 класс) — «Вепсы – загадочный народ». С данными работами ученики участвовали в школьной научно-практической конференции «Я познаю мир», стали ее призерами.

ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА

При реализации проекта партнером выступила Ленинградская АЭС во главе с директор ЛАЭС Владимиром Ивановичем Перегудой. Руководством ЛАЭС была оказана спонсорская помощь в оформлении экспозиции Зала Дружбы народов.