·   8-(813)-69-2-25-73 email: secretary@sch1.edu.sbor.net

ПРОЕКТЫ

" Зал Дружбы народов"

[an error occurred while processing the directive]

Виртуальная экскурсия по музею

Социальный проект

МБОУ «СОШ № 1»

города Сосновый Бор

«ЗАЛ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

 


Основные разделы экспозиции:

  1. История создания проекта «Наша радуга».
  2. Национальные костюмы.
  3. Предметы быта, сувениры, подарки.
  4. История Соснового Бора.
  5. История Островца.
  6. История Ленинградской АЭС и Белорусской АЭС.История побратимских отношений между г. Сосновый Бор и г. Островец. История дружбы МБОУ «СОШ №1» и Гимназии №1.

Разработчики проекта

Абрамова Елена Павловна, учитель школы, руководитель музейного комплекса школы;

Гаврилюк Анна Владимировна, учитель истории школы.


Члены музейного актива:

учащиеся школы 5-8 классов.

О ``Зале Дружбы Народов``

Музейные материалы размещены по определенному, разработанному плану, в исторической последовательности. Первая часть экспозиции посвящена школьному проекту «Наша школьная радуга». В данной части можно увидеть сувениры с фестиваля, предметы быта, повседневной жизни рассказывающие о традициях разных национальностей, представители которых учатся в нашей школе. В следующей части экспозиции представлены национальные костюмы. Заключительная часть экспозиции рассказывает о развитии побратимских отношений между нашей школой и гимназией №1 г. Островец.

Посмотрев экспозиции, посетители музея увидят не только предметы, имеющиеся в ней, но и узнают о тех исторических событиях, явлениях, о которых они рассказывают. При создании экспозиций используется наглядность, доступность, убедительность, эмоциональность, что дает учащимся возможность получить более полное представление о процессе формирования дружеских и побратимских отношений представителей разных народов в г. Сосновый Бор и в стенах школы. Материалы экспозиций доступны для учащихся, яркие, вызывают интерес к истории страны и края, культуре различных народов, даны в сопоставлении с прошлым, с событиями всей страны и края, показаны в развитии. Тексты, представленные в экспозиции, содержательны, доступны.

К открытию зала силами актива музея было подготовлено мероприятие «Белорусская и Ленинградская Хатынь».

«Многонациональная школа в диалоге культур»

XXI век – век межкультурной интеграции. В связи с этим перед школой встает задача подготовки учащихся (будущих специалистов) к культурному, профессиональному и личному общению с представителями разных стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Реализация поликультурного образования требует от школы быть посредником между культурами разных народов, организатором межкультурной коммуникации. Это большая и сложная работа, для которой необходимо соответствующее методологическое и технологическое обеспечение. Именно поэтому, проектируя концепцию школы, прежде всего необходимо определить ведущую идею, которая в свою очередь определяет   направление и характер школьных инновационных преобразований. В поисках такой идеи педагогический коллектив МБОУ «СОШ №1» обратился к положению М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия, и воздействующем на других. Эти положения в дальнейшем были использованы С. В. Библером и другими учеными при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимодействия личностей — культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Исходя из этих положений, мы определили ведущую идею обучения в контексте диалога культур, которая состоит в построении образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры.

Таким образом, нами была выбрана концепция школы: «Многонациональная школа в диалоге культур».

Диалог культур как ведущий методологический принцип объединяет все составляющие работы нашей школы, представленные на рисунке 1. Методологический подход, основанный на диалоге культур, имеет очень широкий диапазон использования — от содержания образования до технологий обучения на любом предмете. Именно поэтому, представляемая нами концепция «Многонациональная школа в диалоге культур» включает в себя разработки по самым разным направлениям, но объединяет их одно – использование диалогического подхода для организации межкультурных коммуникаций.

Проведенные социологические исследования в октябре 2013 года, апреле и октябре 2014 года показали, что количество обучающихся разных национальностей в школе возрастает с каждым годом. (Для сравнения: в 2013 году – 12, 4 %, в 2014 году – 16, 7 %). По данным этих исследований были выявлены народности, населяющие нашу школьную многонациональную семью. Среди них: татары, украинцы, белорусы, башкиры, армяне, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, коми, узбеки, таджики, лезгины, молдаване, киргизы, казахи, мордва – эрзя, эстонцы.

В нашей школе, где проживают представители 18 национальностей, у педагогов нет иного выхода, кроме как проводить политику многокультурности (поликультурности) основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей.

Перед школой стоит множество проблем: совершенствование содержания и организации поликультурного образования, определение компонентного состава педагогической деятельности, наиболее эффективно влияющего на достижение цели, повышение уровня профессионального развития учителей, совершенствование учебной базы.

В такой ситуации основной целью воспитательного и образовательного процесса в школе становится формирование поликультурной личности. Таким образом, выпускник нашей школы — это высокообразованный, самодостаточный, способный сделать осознанный выбор гуманистических культурных ценностей, признающий право каждого человека на культурное самоопределение, представляющий интересы определенной культурной группы и в то же время являющийся патриотом своей страны и гражданином мира, т.е. принимающий активное участие в решении глобальных проблем и осознающий ответственность за судьбу планеты… Это личность, которая рассматривает разнообразие культур как источник самообразования и самосовершенствования.

Конкретизируем цели обучения и воспитания в МБОУ «СОШ № 1» в 2014-2015 учебном году в рамках поликультурного образования и воспитания:

— формировать у учащихся гуманистическую систему ценностей, отражающих реалии современного мира;

— дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества в многокультурном мире;

— формировать личностные качества учащегося, необходимые ему при вхождении в иную культуру, а также навыки и умения толерантного поведения в многокультурном обществе.

Основными задачами поликультурного образования и воспитания педагогический коллектив школы определил:

— формирование планетарного мировоззрения; ориентация личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, высшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу;

 глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

— воспитание позитивного отношения к культурным различиям, миролюбия и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям;

— культивирование уважительного отношения к людям, представляющим различные культуры, к их языку, социальным ценностям;

— развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание учащихся в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального долга;

— формирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма;

— воспитание веротерпимости, обучение способам мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.

Сегодня в школе имеются определенные наработки в области применения би- и полилингвизма, разработаны программы обучения детей – билингвов, в области этнокультурного компонента, использования пространства воспитательной работы и внеурочной деятельности.

Поликультурное образование сегодня — это огромный пласт, до конца еще не изученный. Среди направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:

— формировании поликультурной компетенции младших школьников,

— поликультурное образование в деятельности классного руководителя,

— диалоговое обучение,

— формировании межличностного общения у подростков,

— поликультурная направленность гражданского воспитания,

— поликультурное образование на уроках естественно научного цикла и др.

Какие формы и методы работы используют педагоги школы?

Технологии поликультурного образования и воспитания — это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами поликультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий.

Первый тип — это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др.

Огромное количество бесед, тематических классных часов было подготовлено и проведено педагогами нашей школы в рамках проекта «Наша школьная радуга».

Второй тип технологий — это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учетом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии.

В каждом классе прошел классный час – ролевая игра с приглашением родителей «Моя многокультурная семья», в рамках которой подростки на примере близких, родственников пришли к осознанию того, что каждый человек является носителем нескольких субкультур (этнической, религиозной, половозрастной, социальной). Это существенно обогатило их поликультурный кругозор.

Организация дискуссии в старших классах на тему «Стереотипы и предрассудки» помогла осознать опасность негативных стереотипов в общении людей, представляющих разные культуры и субкультуры, дала учащимся возможность прийти к выводу о том, что отрицательные качества человека не связаны с его принадлежностью к той или иной культуре.

Ярким примером коллективного творческого дела стало участие каждого класса школы в фестивале Дружбы (декабрь 2014).

Огромную действенную помощь в подготовке и проведении нашего проекта оказал наш школьный Музей, являющийся мощным средством формирования поликультурности учащихся, сохраняющий национальные культурные традиции.

Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся.

Итог превзошёл все ожидания: наши дети поняли и приняли -ценность в том, что мы разные.

         Как написал в своем стихотворении современный поэт Игорь Желнов: «Примите нас разными как цвета долгожданной радуги…»

Именно поэтому главный проект 1 полугодия 2014 – 2015 года получил название «Наша школьная радуга».

 

Лучший проект в сфере гармонизации межнациональных отношений

1 сентября 2018 года Дом дружбы Ленинградской области объявил творческий конкурс на лучший проект в сфере гармонизации межнациональных отношений.


Конкурс проводился с целью развития национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области; укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия; выявления лучших практик и проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, поддержки творческих этносоциальных проектов, реализация которых способствует укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.


Конкурсная комиссия рассмотрела 30 заявок. Участие в конкурсе приняли национально-культурные общественные организации региона (Марийская областная национально-культурная автономия «Ший корно», Фонд развития российско-белорусского сотрудничества «Белые Росы», Чувашское культурное общество Ленинградской области, Еврейская областная национально-культурная автономия, Гатчинская организация ингерманландских финнов «Инкери сеура», Межрегиональная общественная организация «Карельское содружество»), а также школы, районные Дома дружбы и библиотеки, городские и сельские Дома культуры Всеволожского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Сланцевского, Тосненского, Гатчинского, Бокситогорского, Лодейнопольского, Призерского муниципальных районов и г. Сосновый Бор.


В ТОП-10 лучших проектов вошли:

1. Благотворительный фонд социальных, культурных и досуговых проектов «Забота Детям» (Всеволожский район) с проектом «Поезд дружбы»

2. Детский сад №1 г. Приозерска с проектом «Народы России и их традиции»

3. Еврейская областная национально-культурная автономия с проектом обучающих семинаров

4. Кировская гимназия им. Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова с проектом «Творчество. Согласие. Свирель»

5. «Киришский Дворец детского (юношеского) творчества имени Л.Н. Маклаковой» с проектом «Объединим сердца чудесной нитью кружевной»

6. Лодейнопольский центр ремесел с проектом «От старинных сарафанов до …»

7. Марийская НКА «Ший корно» с проектом «Праздник печки – «Конга пайрем»

8. ОО «Карельское содружество» с проектом «Карельская этно-туристическая тропа Ленинградской области: возрождение традиций»

9. Общественная организация ветеранов боевых действий Киришского района «Военвет» с проектом «Пусть не будет войны никогда!»

10. Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сосновый Бор с проектом «Зал Дружбы народов школьного краеведческого музея»


Диплом III степени и премию в размере 50 тысяч рублей получил благотворительный фонд социальных, культурных и досуговых проектов «Забота Детям» (Всеволожский район), работающий с многодетными и кризисными семьями за проект «Поезд дружбы – Мы разные, но мы вместе!».


Диплом II степени и премию в размере 100 тысяч рублей вручили Общественной организации ветеранов боевых действий Киришского района «ВоенВет» — за интерактивный выставочный проект «Пусть не будет войны никогда!».


Победителем конкурса признан проект Средней общеобразовательной школы №1 г. Сосновый Бор — «Зал Дружбы народов школьного краеведческого музея». Им был вручен Диплом I степени и премия в размере 150 тысяч рублей.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проект направлен на реализацию одной из стратегических задач, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному собранию: обеспечить устойчивость и стабильность в нашей огромной многонациональной стране с многообразием культур, с памятью об исторических разломах и труднейших испытаниях, которые выпали на долю России. 

Основная идея и практическая направленность проекта состоит в том, чтобы через систему взаимосвязанных учебно-воспитательных, исследовательских, просветительских мероприятий и проектов, а также практических акций содействовать формированию культуры межнациональных отношений в образовательной организации и в регионе, выработать модель поведения учащихся в многонациональной среде используя для этого воспитательный потенциал музейного центра.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор на территории Ленинградской области является уникальным музейным центром, в котором силами учащихся, их родителей и сотрудников школы собрана уникальная экспозиция, представляющая культуру и традиции представителей тех национальностей, представители которых учатся в школе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

  1. Содействовать формированию культуры межнациональных отношений в многонациональном регионе, укреплению единства, сплоченности и сотрудничества, развитие гражданской активности совместно проживающих представителей разных народов.
  2. Сохранение и продвижение традиционного наследия народов и национальностей, представители которых учатся в нашей школе (19 национальностей) в форме сувениров, предметов быта, аудио- и видеозаписей на базе музейного центра.

Задачи:

  1. Организовать на базе музейного центра «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор» просветительскую работу для педагогов, учащихся и их родителей по вопросам гармонизации межнациональных отношений.
  2. Организовать работу волонтеров для пополнения коллекции музея в сфере межнациональных отношений.
  3. Обобщить опыт формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе Ленинградской области.
  4. Организовать в городе Сосновый Бор информационное обеспечение по предстоящей просветительской культурной программе проекта «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1» г. Сосновый Бор».
  5. Ежегодно проводить фестиваль «Наша школьная радуга» для учащихся средних образовательных учреждений г. Сосновый Бор и Ленинградской области.

Мероприятия школы по гармонизации межнациональных отношений на базе музейного центра «Зал Дружбы народов краеведческого музея МБОУ «СОШ № 1»:

— викторины «Что вы знаете о национальных играх?»; «Что вы знаете о национальных костюмах?»; «Что вы знаете о главных национальных праздниках?»;

— цикл бесед «Школа национального этикета»;

— просмотр детских фильмов, мультипликационных фильмов с последующем их обсуждением в рамках «Декады национальной культуры народов России» — день национального кино — «На экране национальная классика»;

— демонстрация национальных костюмов, беседы на соответствующую тему «Традиции и обряды народов России», посвященные Дню народного единства;

— виртуальные образовательные экскурсии: посещение столиц и самых интересных исторических и культурных мест, национальных музеев, национальных театров в рамках «Декады национальной культуры народов России»;

— ознакомление с национальными музыкальными инструментами прослушивание музыки, песен того или иного народа «Национальная музыка». Мастер-класс «Национальные инструменты»;

— ознакомление с правилами, традициями, особенностями приготовления национальных блюд народов России. Мастер-класс «Любимое блюдо моего народа»;

— выставка-экспозиция предметов народного быта «Национальный быт и старинные ремесла»;

— цикл бесед или театрализованное представление «Великие люди народов России», «Кто мы, живущие в России?»;

— постановка национальных танцев с соблюдением традиций и культурных особенностей народов России;

— литературно-музыкальная композиция «Мифы и легенды народов России»;

— этнокультурный тренинг, имеющий целью помочь эффективно общаться, жить, учиться и работать в поликультурной среде «Мы – вместе!» совместно с волонтерами общественной организации «Наш выбор»;

Таким образом, в работе зала запланирована проведение систематической целенаправленной работы по изучению культуры и истории национальностей, представители которых обучаются в школе.  В нее будут вовлечены члены актива музея, ученики 5-11 классов школы. Учащиеся школы уже к открытию зала стали авторами исследовательских краеведческих работ: Федотова Карина (7 класс) — «Кукла-мотанка», Киселева Софья (4 класс) — «Вепсы – загадочный народ». С данными работами ученики участвовали в школьной научно-практической конференции «Я познаю мир», стали ее призерами.

ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА

При реализации проекта партнером выступила Ленинградская АЭС во главе с директор ЛАЭС Владимиром Ивановичем Перегудой. Руководством ЛАЭС была оказана спонсорская помощь в оформлении экспозиции Зала Дружбы народов.

Многонациональная в лицах

История создания проекта ``Наша радуга``

Воспитание и только воспитание – цель школы. 

И. Г. Песталоцци

Цель школы — формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин

В системе образования Сосновоборского городского округа 9 общеобразовательных школ. У каждой образовательной организации свое лицо, свой характер, свои ярко выраженные особенности.

У первой, многонациональной, свой профиль…Наша школа сильна семейным укладом и добрыми традициями. В школе обучаются представители 19 национальностей. Первая школа – это дружная многонациональная семья.

Концепция развития МБОУ «СОШ № 1» «Многонациональная школа в диалоге культур. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе»

 

2014 год

Социальный проект «Наша школьная радуга»

 2015 год

Первый фестиваль дружбы народов «Радуга круглый год» (времена года и традиционные обрядовые праздники народов России)

Наша страна Россия –могучая, красивая, сильная держава. Страна – это не только леса, поля, реки, города и села. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами – россияне. Наша Россия – огромная многонациональная страна. Она сильна дружбой народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, свои традиции. Культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

Наша школа – тоже большая семья, поэтому мы приняли решение провести большой, яркий, красочный КАК РАДУГА Фестиваль всех национальностей, живущих в нашей школе.

Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья
В слове “мы” – сто тысяч “я”!

2016 год

Второй фестиваль дружбы народов «Весенняя радуга» (традиции встречи весны у народов России)

ПРАЗДНИК – ВСТРЕЧА ВЕСНЫ У РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ:

  1. Молдова – МЭРЦИШОР
  2. Мордовия – НОРОВЖОРЧЕНЬ ЧИ
  3. Киргизия, Узбекистан – НАУРЫЗ
  4. Россия – МАСЛЕНИЦА
  5. Казахстан, Дагестан – НОВРУЗ
  6. Армения – БАРЕКЕНДАН
  7. Татарстан – ЖИМЧЭЧЭК
  8. Украина – АВДОТЬЯ ВЕСНОВКА, МАСЛЯНА
  9. Башкирия – КАРГАТУЙ
  10. Белоруссия – ГУКАНЬЕ ВЯСНЫ

11.Азербайджан – АХЫР ЧЕРШЕНБЕ

12.Грузия – ДЕНЬ МАТЕРИ

 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧАЕТ ВЕСНУ. ВСТРЕЧАЕМСЯ В 1 –ОЙ!

 Программа праздника «Весенняя радуга»

 11.00. – 12.00. – «Масленичный разгуляй». Праздничное катание на лошадях. Место встречи —  школьная территория.

11.30. – 12.00. – «Государыня Масленица». Ярмарка – продажа сувенирной, хлебобулочной и прочей вкусной продукции. Место встречи – вестибюль школы.

12.00. – 13.30. – «Мы гуляем – весну встречаем!» Фестиваль «Весенняя радуга». Место встречи – актовый зал школы.

13.30. – 14.30. – «Масленичные посиделки». Праздничное чаепитие. Место встречи – классные кабинеты.

2017 год

Третий фестиваль дружбы народов «Семейная радуга» (любимые семейные праздники народов России)

2016 год в Ленинградской области объявлен ГОДОМ СЕМЬИ.

Наша школа – тоже большая семья, поэтому мы приняли решение провести большой, яркий, красочный КАК РАДУГА семейный Фестиваль всех национальностей, живущих в нашей школе.

Как когда-то в советское время советские люди отмечали День образования СССР, так и мы в этом году проводим День дружбы, день толерантности, день талантов, день нашей большой школьной многонациональной семьи.

У каждого народа есть свои любимые семейные праздники, которые дошли до нас из глубины веков. Например, у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. (Кумыс – это напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов самый любимый – это медвежий праздник.

Постараемся узнать о самых любимых праздниках разных народов как можно больше!

 Любимые семейные праздники народов:

  1. 1 а класс Казахстан – ТИЛАШАР. ДЕНЬ ЗНАНИЙ.
  2. 1 б класс Армения – ТЕРЕНДЕЗ. СРЕТЕНЬЕ.
  3. 1 в класс Дагестан – ДЕНЬ ЕДИНСТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА.
  4. 2 а класс Цыгане – СВАТОВСТВО НЕВЕСТЫ.
  5. 2 б класс Вепсы – ДРЕВО ЖИЗНИ.
  6. 3 а класс Ижоры, водь – ПЕТРОВ ДЕНЬ.
  7. 3 б класс Беларусь – СВЯТА БУЛЬБЫ.
  8. 3 в класс Грузия – ПРАЗДНИК СБОРА ВИНОГРАДА.
  9. 4 а класс Туркменистан – ПРАЗДНИК ДОБРОСОСЕДСТВА.
  10. 4 б класс Россия – СВАДЬБА.
  11. 5 а класс Татарстан – САБАНТУЙ.
  12. 5 б класс Азербайджан – ДЕНЬ ГРАНАТА.
  13. 6 а класс Узбекистан – БЕШИК-ТУЙ. ПРАЗДНИК ПЕРВОГО ПЕЛЕНАНИЯ МЛАДЕНЦА.
  14. 6 б класс Киргизия – ДЕНЬ СЕМЬИ.
  15. 7 а класс Украина – ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР.
  16. 7 б класс Молдова – РОЖДЕСТВО.
  17. 8 а класс Башкирия – ПРАЗДНИК МЕДА.
  18.      10 а класс Таджикистан – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДУШКИ САИДА. ДЕНЬ СТАРЕЙШИНЫ.

2018 год

Образовательное событие «Радуга приходит в гости»

16 марта 2018 года в МБОУ «СОШ № 1» города Сосновый Бор при поддержке Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Дом дружбы Ленинградской области» состоялось образовательное событие «Радуга приходит в гости», в котором приняли участие все классные коллективы школы. Целью проведения этого образовательного события является воспитание у учащихся уважения к национальным культурным традициям народов, проживающим на территории России, создание условий для культурного обмена, гармонизация межэтнических отношений в молодёжной среде, формирование толерантной культуры общения, сохранения, развитие и популяризация национального традиционного культурного наследия народов.

Образовательное мероприятие «Радуга приходит в гости» в этом учебном году проходит в два этапа: основная часть образовательного события «Радуга приходит в гости»; ярмарка изделий народного декоративно-прикладного искусства, изделий национальной кухни и гала-концерт участников образовательного события «Радуга приходит в гости».

В ходе проведения образовательного события «Радуга приходит в гости» наши классы, ставшие на время проведения мероприятия семьями народов, населяющих нашу многонациональную Родину (удмурты, мордва, казахи, украинцы, белорусы, башкиры, даргинцы, татары, армяне и т. д.), приглашают в гости родных и друзей для участия в национальном празднике. Гостям предстоит поучаствовать в мастер-классах по изготовлению национальных угощений, оберегов, сувениров. Детей и взрослых ждут подвижные национальные игры, интерактивные занятия, мастер-классы по обучению национальным танцам, песням.

«НАШЕЙ ШКОЛЬНОЙ РАДУГИ» ЕСТЬ НАГРАДЫ:

 Призер 4 городского конкурса социальных проектов «Есть идея!» (октябрь 2014)

  • Призер областного конкурса социальных проектов «Я – гражданин России» (ноябрь 2014)
  • Дипломы правительства Ленинградской области, Диплом и Грамота комитета по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области за вклад в укрепление единства Ленинградской области (2015 – 2016 годы),
  • Диплом Региональной общественной организации по сотрудничеству в области науки, культуры, образования и экономики «Дом Европы в Санкт-Петербурге» за 1 место в международном конкурсе «Красивая школа» в номинации «Сохранение национальных культурных традиций. Культурное наследие как источник творчества» Акция ЮНЕСКО (декабрь 2015 года)
  • Сертификат Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградского областного института развития образования за участие в областной ярмарке инноваций в образовании
  • Диплом Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области за 2 место в творческом конкурсе «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила» (2016 год)
  • Диплом Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области за 1 место в конкурсе многонациональных семей Ленинградской области «Дружная семья» (2016 год)
  • Диплом за 2 место во Всероссийском конкурсе «Инновационная школа – 2017» в номинации «Инновации в воспитательном процессе» (2017 год)

История города Сосновый Бор

  1. ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ. Если вы захотите добраться до Соснового Бора на электричке от Санкт-Петербурга, то будете удивлены, не найдя в расписании движения электропоездов названия такого города. Там будет указано: «Калище».

У каждого места на земле существует своя легенда о его возникновении. В нашей области все они связаны с именем Петра I.
Рассказывают, что выбирая удобный причал для кораблей в Копорской губе Финского залива, царь остановился на берегу реки Коваш и приказал вестовому: «Кали щи !»(т. е. готовь еду). Адъютант поставил на карте в том месте точку и написал одним словом: «Калищи…».

Земля, на которой построен Сосновый Бор, хранит память о прекрасном и героическом прошлом этого края. Здесь, на Балтийском побережье, возникали первые русские поселения, уходили в далекие плавания торговые корабли, сооружались мощные крепости для защиты рубежей древней Руси. На берегах Копорской губы и реки Воронка, не раз решалась судьба Петрограда – Ленинграда, судьба нашей Родины. 

Славянские поселения возникли в этих местах в VII-IX вв., среди них деревни Устье и Калище – земли будущего Соснового Бора.

Деревня Калище является одним из древних селений на берегу Финского залива. Древние новгородцы называли эту деревню “Колица”. Представители финно-угорского племени ижора называли это селение “Вяяскюля”, что в переводе означает “раковая деревня” и свидетельствует об изобилии раков в реке Коваш в те времена.  

Вероятно, деревня возникла в период расселения в этих краях племен водь, ижора, ильменских словен.

Калищи (или Калища) упоминается в переписной оборочной книге Водской пятины уже в 1500 году. Здесь, на северной кромке Ижорской возвышенности, издревле жили защитники порубежных земель Новгородского княжества, о чём свидетельствуют и древнерусские летописи, и скандинавские саги. В шведских писцовых книгах деревня Калище упоминается под 1617-1623 г.г.

Во все времена крестьяне Калищ занимались земледелием, рыболовством, добычей железной руды, которую плавили, затем из нее ковали железо (возможно с этим связано происхождение названия деревни – болотную руду плавили в особых котлах — ка́лищах).

 

  1. ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА. Еще при императрице Елизавете Петровне в 1753 году на территории деревни был построен стекольный завод.

…здесь были богатые залежи песка, пригодного для изготовления стекла, лес и река. Все это послужило основой для развития в Калище стекольного производства.

На берегах реки Коваш было несколько небольших стекольных предприятий, которые во второй половине XIX века приобрели большую известность – например, Стекольный завод Северного стекольно-промышленного акционерного общества (Петербургская губерния, Петергофский уезд, станция Калище).

О развитии стекольного производства в деревне Калище, Ручьевского рыбокомбината, построенного уже после войны в деревне Устье, а также о хлебозаводе (1978 год) и о тепличном комбинате агрофирмы «Роса» (1980 год) подробно рассказывает экспозиция краеведческого музея нашей школы.

  1. ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ. В годы Великой Отечественной войны окрестности Соснового Бора стали огневыми рубежами Ораниенбаумского плацдарма, сыгравшего ключевую роль в обороне Ленинграда. Здесь, на рубеже реки Воронки, немецко-фашистские захватчики были остановлены впервые с начала второй мировой войны — 1 сентября 1939 года: «Удивительное дело, — писал об этих боях писатель Лев Успенский, — …фашистская армия… форсировала сотни могучих водных потоков, …но пересечь речку Воронку, жалкую, курица вброд перейдет! – ей так и не удалось». Деревня Устье стала частью “Малой земли” — Ораниенбаумского “пятачка”. До января 1944 года вблизи нынешнего Соснового Бора шли упорные бои.  Наши войска — воины 8-й армии и моряки Балтийского флота — 900 дней сдерживали натиск фашистов, и именно здесь проходила граница — рубеж Ораниенбаумского плацдарма, до самого начала «Январского грома» 14 января 1944 г. — операции по освобождению Ленинграда и снятию блокады. (Подробнее об этом расскажет экспозиция нашего музея).

Теперь здесь находится мемориал «Берег мужественных», который входит в Зеленый пояс Славы Ленинграда. Он расположен на том самом правом берегу реки Воронка в крайней точке западного рубежа Ораниенбаумского плацдарма.

  1. ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ 20 ВЕКА. В 1958 году появляется поселок Сосновый Бор. Его жители – рабочие машиностроительного завода, работники Ручьевского рыбокомбината и, конечно, строители.

В 1966 г. было создано Северное управление строительства (СУС). Его главными объектами стали Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС) и город Сосновый Бор.
1 сентября 1966 годаэтот день был настоящим праздником в посёлке Сосновый Бор. Торжественно открылась новая средняя общеобразовательная школа № 1.

19 апреля 1973 года рабочий поселок Сосновый Бор преобразуется в город областного подчинения. 

Жилые кварталы Соснового Бора поднимались одновременно с корпусами научных институтов и блоками самой крупной в мире атомной электростанции. Город превращался в мощный производственный, научно-технический, культурный и спортивный комплекс Северо-Запада России, становился центром сотрудничества стран Балтии в атомной энергетике.

  1. НАШ ГОРОД – СКАЗКА! Сосновый Бор – самый молодой город Ленинградской области, один из самых красивых и комфортных городов России.
    Сегодня в нашем городе проживает около 70 тысяч жителей, средний возраст – 45 лет.

В системе образования Сосновоборского городского округа функционирует 28 муниципальных образовательных организаций различных типов, среди которых 9 общеобразовательных школ, 14 учреждений дошкольного образования, 5 учреждений дополнительного образования, АНОО «Сосновоборская частная школа».

Название нашему городу дала сама природа, — Сосновый Бор. Вековые сосны, белоствольные берёзы и огромные каменные валуны живут своей естественной жизнью, создавая особое очарование. Выразительный романтичный облик Соснового Бора восхищает всех. Его жилые микрорайоны расположились в комфортной, богатой зеленью природной среде.

Архитекторы и строители города отказались от типовых проектов, вписали свои решения в уникальный ландшафт балтийского побережья, сохранили не только ценные лесные массивы, но каждое красивое дерево. А еще у нас есть Андерсенград и Малая Копорская крепость!

МЫ ДРУЖИМ ШКОЛАМИ

В первый раз наш визит в Беларусь организовал специальный фонд российско-белорусского сотрудничества «Белые Росы», учреждённый членами белорусского землячества Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и его президент Ирина Игоревна Рогова в рамках проекта «Золотое кольцо школ Беларуси и Ленинградской области».

«Такие встречи и обмен делегациями очень полезны как для школьников, так и для их наставников, — убеждена глава Фонда «Белые Росы» И. И. Рогова. Мы видим, как плодотворно уже на протяжении пяти лет развивается сотрудничество Соснового Бора и Островца, представителей разных сфер жизни городов – побратимов. Наша дружба становится крепче, в нее вовлекаются все новые и новые участники».

Гости из Островетчины традиционно бывают на экскурсиях в Андерсенграде и Белых песках, в информационном центре ЛАЭС и на площадке строящейся атомной электростанции, учебном центре подготовки экипажей атомных подводных лодок, на мемориальном захоронении защитников легендарного Ораниенбаумского плацдарма, которые так и не позволили фашистским захватчикам преодолеть рубеж маленькой речушки Воронки и выйти к Ленинграду. Традиционна встреча с Главами, представителями администрации города.

Наши гости посещают многие образовательные учреждения города, но все самые главные мероприятия, безусловно, проходят в школе № 1:
уроки по расписанию, участие в научно-практической конференции «Я познаю мир», вечера дружбы и отдыха, мастер-классы, спортивные состязания, прогулки по вечернему городу, песни и задушевные разговоры  у костра на Балтийском берегу.

Сегодня мы вновь говорим нашим белорусским друзьям, всем жителям Островца: «Добро пожаловать! Мы готовы двигаться в направлении дружбы и сотрудничества!»

Мы хотим развивать наши дружеские отношения. В том, что они нужны и важны – нет сомнений.

История города Островец

ОСТРОВЕЦ

ГОРОД ОСТРОВЕЦ — районный центр Островецкого района Гродненской области Республики Беларусь. Островецкий район —  самый северный из регионов Гродненской области. Это приграничный район. Совсем рядом отсюда находится Литва и город Вильнюс. 

Расположен на реке Лоша, которая течет через весь город. На ее правом берегу некогда имелся укреплённый остров, откуда и произошло название поселения. Таким образом, топоним «Островец» имеет славянское происхождение и является производным от слова «остров».

Скромный город Островец, о котором в энциклопедии истории Беларуси отведено всего несколько абзацев, попал в историю неожиданно. И связано это прежде всего со строительством БелАЭС.

Сегодня в восемнадцати километрах от Островца ведётся строительство первой в Беларуси атомной электростанции.

С этого времени создателям будущих энциклопедий предстоит вести новую историю Островца.

Город быстро растет и развивается. Его население — 10 253 человека (на 1 января 2017 года).

Мы уверены, здесь будет построен настоящий европейский город – сад с развитой инфраструктурой и высоким уровнем жизни.

Точно так же, как когда-то в наш город, в Островец приедут молодые семьи, будут строиться новые детские сады и школы, за несколько лет вырастут новые микрорайоны. Атомная электростанция вдохнет в наш город-побратим совсем новую жизнь, и нашим двум городам, безусловно, будет чему друг у друга поучиться.

В этом, 2018 году, Островец отмечает свое 550-летие.

Особенно приятно, что этот юбилейный для Островца год, в республике Беларусь объявлен Годом малой Родины.  

Мы от всей души поздравляем наших друзей с этими замечательными событиями!

Тот, кто хоть однажды посетил Островетчину, всем сердцем влюбляется в этот дивный синеокий край. И мы, учителя и ученики средней школы № 1 города Сосновый Бор, не стали исключением из этого правила.

ИСТОРИЯ ОСТРОВЦА

Конец XIV — XV века — первые документальные известия о поселениях на Островетчине: Быстрица (1390), Ворняны (1391), Свираны (1454), Дубники и Трокеники (1462), Островец и Ольгиняны (1468), Гервяты и Гальчуны (1484).

Первое письменное упоминание Островца датируется 1468 годом, когда владелец Геранёнов Мартин Гаштольд основал тут католический приход святых Космы и Дамиана и выделил деньги на строительство храма. В 1474 году при костёле начали миссионерскую деятельность доминиканцы, тем самым Островец стал первым местом в современной Беларуси, где был основан доминиканский монастырь. В 1546 году Островец получил статус местечка в Виленском воеводстве Великого княжества Литовского.

Во время Тридцатилетней войны московские захватчики опустошили доминиканский монастырь Островца. В XVIII веке при восстановленном монастыре действовал госпиталь.

В 1777 году в Островце открылась первая школа, в 1785 году началось строительство нового каменного костёла и монастыря доминиканцев.

В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Островец оказался в составе Российской империи, в Виленском, а позднее Ошмянском уезде.

Во время Первой мировой войны в 1915 году Островец был занят немецкими войсками.

В соответствии с Рижским мирным договором 1921 года местечко оказалось в составе Польской республики.

В 1939 году Островец вошёл в состав Белорусской ССР.

В 1940 году стал районным центром.

С июня 1941 по 3 июля 1944 года Островец находился под немецкой оккупацией.

25 апреля 1958 года поселение получило официальный статус посёлка городского типа.

14 июня 2007 года были официально утверждены герб и флаг Островца.

27 марта 2012 года Островцу присвоен статус города.

 

 

История Ленинградской АЭС и Белорусской АЭС.История побратимских отношений между г. Сосновый Бор и г. Островец. История дружбы МБОУ «СОШ №1» и Гимназии №1.

ЛАЭС

ЛАЭС – важнейшее градообразующее предприятие муниципального образования «Сосновоборский городской округ», во все времена своего исторического развития брало на себя роль первопроходца.

До начала строительства атомной станции Сосновый Бор был небольшим посёлком городского типа. Статус города он получил одновременно с вводом в эксплуатацию первого энергоблока Ленинградской АЭС в 1973 году.

Ленинградская атомная станция расположена в 35 км западнее границы Санкт-Петербурга и в 70 км от его исторического центра,  на южном берегу Финского залива Балтийского моря, в непосредственной близости от границы Российской Федерации – в шести километрах от берега начинается международный фарватер.

 

Как все начиналось

     15 апреля 1966 года главой Минсредмаша Е. П. Славским было подписано задание на проектирование Ленинградской атомной электростанции. В начале сентября 1966 года проектное задание было закончено. 29 ноября 1966 года Советом Министров СССР принято постановление № 800—252 о строительстве первой очереди ЛАЭС, определена организационная структура и кооперация предприятий для разработки проекта и сооружения АЭС.

     Начало строительства Ленинградской АЭС — сентябрь 1967 года.

     23 декабря 1973 г. был пущен первый энергоблок Ленинградской АЭС, в 1981 г. вышел на проектный уровень мощности – 4 млн. кВт•час —   четвертый, и ЛАЭС стала в то время самой крупной атомной станцией в мире.

В 1973 г. на первом энергоблоке ЛАЭС началась загрузка топлива в реактор, был осуществлён физический пуск реактора и 21 декабря 1973 года государственной комиссией подписан акт о сдаче первого энергоблока ЛАЭС в опытно-промышленную эксплуатацию. 

        В 1975 г. второй энергоблок ЛАЭС был принят в опытно-промышленную эксплуатацию, и 205 сосновоборцев – участников создания ЛАЭС за успешный ввод в эксплуатацию и освоение проектной мощности первого энергоблока награждены Государственными орденами и медалями СССР.

        В 1979 г. третий энергоблок ЛАЭС был принят в опытно-промышленную эксплуатацию, и в городе Сосновый Бор был торжественно открыт бюст трижды Героя Социалистического Труда, академика Анатолия Петровича Александрова.

        В 1981 г. четвёртый энергоблок ЛАЭС принят в опытно-промышленную и выведен на проектный уровень мощности   — 1 млн кВт•часов.

        В 1991 г. начаты работы по модернизации энергоблоков с реактором типа РБМК-1000.

     В 1998 г. начаты работы по продлению сроков эксплуатации каждого реактора и основного оборудования энергоблоков, в результате выполненной на ЛАЭС модернизации ресурс каждого из четырех энергоблоков продлен на 15 лет: энергоблока № 1 – до 2018 г., № 2 – до 2020 г., № № 3,4 – до 2025 г.

        В 2007 г. дан старт подготовительным работам по возведению замещающих мощностей ЛАЭС с новым типом серийных энергоблоков с ВВЭР-1200 (водо-водяными энергетическими реакторами).

        В 2011 г. начаты пусконаладочные работы на комплексе сухого хранения ОЯТ (отработавшего ядерного топлива) с целью внедрения технологии долговременного и экологически безопасного хранения.

        В 2015 г. ключевым событием года стало решение о передаче функций строящейся Ленинградской АЭС-2 действующей Ленинградской АЭС, теперь в Сосновом Бору действует единая ЛАЭС с коллективом специалистов около 6 тысяч человек.

     Ленинградская АЭС включает в себя 5 действующих энергоблоков: 4 реактора типа РБМК-1000 и 1 реактор типа ВВЭР-1200.

    ЛАЭС — крупнейший производитель электрической энергии на Северо-Западе России и основной поставщик тепловой энергии и воды для населений и предприятий города Сосновый Бор. Надёжная работа предприятия способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона, создаёт необходимый потенциал энергетической безопасности и обеспечивает более 50% энергопотребления г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В энергетическом балансе всего Северо-Западного региона на долю ЛАЭС приходится 28% энергопотребления.

     В 2017 г. осуществлен физический пуск первого энергоблока с реактором типа ВВЭР-1200.

     В 2018 году Ленинградская АЭС достигла рекордной для отечественной атомной энергетики выработки электроэнергии – 1 триллион кВт•час. Такое количество электроэнергии выдали четыре энергоблока РБМК-1000 ЛАЭС, начиная с декабря 1973 года. В истории российской атомной энергетики подобный показатель зафиксирован впервые. 

    В 2018 году состоялся физический и энергетический пуск первого энергоблока нового поколения ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС. 

БелАЭС

Белорусская АЭС — строящаяся атомная электростанция типа АЭС-2006. Стройплощадка расположена у северо-западной границы Белоруссии в 18 километрах от города Островец Гродненской области, в 50 км от столицы Литвы — Вильнюса.

Проект строительства Белорусской АЭС впервые рассматривался в конце 1960-х — начале 1970-х годов. В конце 1970-х — 1980-х годов рост потребностей в электроэнергии сделал особенно актуальным вопрос о строительстве Белорусской АЭС, но только в  декабре 2008 года в качестве места строительства была определена Островецкая площадка.

11 октября 2011 года ЗАО «Атомстройэкспорт» (Россия) и ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» (Белоруссия) подписали контрактное соглашение по сооружению энергоблоков № 1 и № 2 АЭС на Островецкой площадке в Гродненской области.

Согласно планам, первый блок АЭС должен быть введён в 2019 году, второй — в 2020 году.

Проектная мощность агрегата составит 2400 МВт.

ИСТОРИЯ ПОБРАТИМСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Между городами-побратимами Островец и Сосновый Бор уже несколько лет существуют дружественные отношения, а именно с сентября 2012 года, когда был подписан договор об установлении побратимских отношений между Островцом, Гродненской области и Сосновым Бором, Ленинградской области.

Это стало возможным благодаря инициативе и содействию белоруски Ирины Игоревны Роговой, которая в Санкт-Петербурге возглавляет фонд белорусско-российского сотрудничества «Белые росы».

Объединяющим звеном для сотрудничества и дружбы между двумя городами-побра­тимами стало строительство атомной станции в Республике Беларусь.

Сосновый Бор и Островец – города принципиально разные.

Во-первых, огромная разница в возрасте. Если районный центр Гродненской области в 2018 году празднует своё 550-летие, то Сосновый Бор в 2018 году отмечает всего лишь свой 45-летний юбилей. Это самый молодой город Ленинградской области и своё летоисчисление он ведет от пуска первого энергоблока АЭС.
Во-вторых, отличаются города и по численности населения. В Островце проживает чуть больше 10 тысяч жителей, а в Сосновом Бору – без малого 70 тысяч.
В-третьих, значительны отличия в направлениях деятельности, развитии социальной и экономической инфрастуктуры.
Единственное, что объединяет Островец и Сосновый Бор – это статус атомграда, то есть населённого пункта, непосредственно связанного с атомной электростанцией. И это самое главное. Только Сосновый Бор уже давно имеет этот статус, а Островец только приобретает его. И мы с радостью делимся с белорусами своим опытом.
Наше сотрудничество универсально и активно в различных областях – культуры, спорта, образования, в экономике. И оно приносит пользу обоим нашим городам и, самое главное – нашим жителям.

 

 

ДРУЖБА ШКОЛ

Особенно тесно побратимские отношения развиваются между Гимназией № 1 города Островца и МБОУ «СОШ № 1» города Сосновый Бор, которые в 2013 году в Островце подписали договор о сотрудничестве между учреждениями.

И вот уже 5 лет мы дружим не просто «на бумаге», а ездим друг другу в гости. И всегда нас ожидает радушный и гостеприимный прием. За эти годы мы трижды побывали в Беларуси.

Знакомство с гостеприимной Беларусью у нас обычно начинается с обзорной экскурсии по Минску и с посещения Национальной библиотеки.

После этого мы традиционно отправляемся в место памяти, грусти и боли – Хатынь. Тишина, которую нарушают только удары колокола, молчаливые плиты, откуда на нас невидимым взором смотрят души сожженных заживо, и чуть ощутимое дыхание трагедии давно минувшей войны – все это оставляет неизгладимое впечатление у наших школьников и педагогов. И мы каждый раз со слезами на глазах вспоминаем нашу Ленинградскую Хатынь – деревню Большое Заречье.

Знакомство с Островцом начинается с посещения Гимназии, затем экскурсия в информационный центр Белорусской АЭС, поездки по Островецкому району, знакомство с достопримечательностями и людьми.

Что запомнилось наши ребятам больше всего?

В деревне Рымдюны средняя школа с литовским языком обучения.

Историко-краеведческие музеи, созданные во многих школах, например, в Гудогайской, Михалишковской,  Гервятской.

Запомнились уникальные памятники архитектуры – костелы в деревнях Михалишки, Гервяты, Гудогай; в деревне Ворняны – старинный архитектурный ансамбль 18 века.

Кроме того, в деревне Ворняны нас не мог не поразить первый в Беларуси Информационный центр по сохранению лососевых рыб. Инфоцентр открыт на базе Ворнянской средней школы.

И всегда наши поездки полны положительными эмоциями и яркими впечатлениями.

[an error occurred while processing the directive]